или, точнее, m?-у?нь-гунь — титул, который присваивается в Корее отцу короля, не царствовавшему лично. Под этим титулом особенно прославился отец нынешнего корейского короля (с 1897 года — императора), по имени И-ха-ын. Когда 12-летний сын его был провозглашен в 1863 г. королем, страною фактически стал править И-ха-ын, получивший с тех пор титул Хын-сi?н T?-у?нь-гунь. Это был человек властолюбивый и энергичный, ярый ненавистник иностранцев. Он прежде всего вступил в упорную борьбу с могущественными благородными родами (ян-бани), возвысившимися в предшествовавшие царствования и пользовавшимися значительным влиянием на государственные дела, лишил их многих привилегий и совершенно ослабил их значение. В 1866 г. Т. воздвиг гонение на христиан, которое по своей жестокости превзошло все бывшие ранее преследования. Во время этого гонения погибло 9 французских миссионеров, в том числе два епископа, что дало французам повод предпринять в Корею карательную экспедицию, окончившуюся неудачно. За французами и другие иностранцы начали делать попытки проникнуть в Корею, даже силою оружия, но Т. энергично и с полным успехом противился этим попыткам, что сильно подняло его престиж в стране. В 1872 г. король достиг совершеннолетия и по наущению своей энергичной и властолюбивой супруги лишил Т. влияния на управление страной, перешедшего к роду Минь (из этого рода происходила королева). С этого времени начинается ожесточенная борьба Т. с придворной партиею. Вокруг Т. сгруппировались приверженцы старины, недовольные тем, что правительство допустило в страну иноземцев, заключив с ними договоры. Борьба эта сопровождалась всевозможными интригами и насилиями с обеих сторон. Особенно сильные волнения произошли в 1882 г., когда Т. удалось вытеснить из столицы японцев и даже стать на короткое время во главе управления государством; но вскоре Ли-хун-чжан, опасаясь для Китая ответственности за действия его вассала — Кореи, хитростью заманил Т. в Тянь-цзинь и продержал его здесь три года в качестве пленника. По возвращении в Корею Т. уже не играл выдающейся роли, но до самой смерти (1898 г.) продолжал тайно сеять смуту. Жестокость Т. снискала ему в народе прозвание "человека с железными внутренностями".Вл. К.
Значение слова ТАЙ-ВЕНЬ-ГУН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ТАЙ-ВЕНЬ-ГУН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012