Коми (зырянская) письменность была создана в конце XIV века миссионером Стефаном, епископом Пермским, составившим в 1372 специальную зырянскую азбуку (пермский алфавит) и переводившим на яз. коми богослужебную лит-ру. Эта азбука скоро была забыта. Памятниками древнезырянской письменности остались только немногие надписи на старых иконах и несколько отрывков из литургии, написанных уже русскими буквами. Научное основание лит-ому яз. коми положил этнограф Г. С. Лыткин [1835—1907], к-рый создал лит-ую школу «ва-коми» (т. е. чисто зырянскую), очистив лит-ый яз. от ненужных руссицизмов. Лыткин написал большой труд «Зырянский край и зырянский яз.» и в то же время переводил Евангелие и др. религиозные книги на яз. коми. Первым коми поэтом является И. А. Куратов [1839—1879], произведения к-рого в условиях царского самодержавия и руссификаторской политики не имели широкого распространения. Куратов — коми националист и народник, творчество его представляет сентиментальную лирику. Видным писателем первых годов XX в. является этнограф и философ К. Ф. Жаков [1865—1926], сын крестьянина с. Вильгорта, автономной области Коми. Жаков — бытописатель зырянской старины, писал исключительно на русском яз. («В поисках за Памом Бурмортом», «Под шум северного ветра», «В хвойных лесах» и др.). В своих беллетристических произведениях Жаков показал себя довольно сильным поэтом-этнографом, большим знатоком коми фольклора; он дополнял его, развивая сюжет и украшая подробностями, более или менее согласными с древним народным бытом. В своем большом (автобиографическом) произведении «Сквозь строй жизни» Жаков полностью вскрывает свое идеалистическое мировоззрение и является ярым проповедником буржуазной морали. Жаков не принял пролетарской революции, эмигрировал из России и умер в Риге [1926]. Широкое развитие К. л. получила только после Октябрьской революции. В 1918 В. А. Молодцов составил применяющийся теперь на основе русского коми алфавит. Начинают издаваться газеты. В 1921 выходит первый сборник революционных песен на коми яз. «Горд польан» (Красная дудочка). Развертывает деятельность коми Госиздат, к-рый до середины 1930 успел выпустить разной К. л. свыше 200 названий. Среди них первое место занимает массовая общественно-политическая лит-ра, затем
433 художественная, школьная, сельскохозяйственная и пр. Кроме того коми секцией Центриздата издано [1924—1930] 164 названия (420 печ. л.). Периодическая пресса на коми яз.: 1. газета «Йугыд туй» (Светлый путь) — выходит ежедневно, 2. газета «Коми колхозник» — пятидневная, 3. газета «Коми Комсомол» — пятидневная, 4. общественно-политический журнал «Культура фронт» — ежемесячный, 5. литературно-художественный журнал «Ордым» (Тропинка) — выходит два раза в месяц. Произведения К. л. пишутся на двух наречиях — зырянском и пермяцком. Большое развитие художественная К. л. получила в годы гражданской войны. Появляется значительное количество драматических произведений. В художественной К. л. преобладает поэзия, большей частью агитационного и лирического содержания, по форме подражающая русским поэтам. Художественная проза еще в зачаточном состоянии, — кроме мелких рассказов и незначительных повестей ничего пока не создано, нет ни одного романа. Удельный вес пролетарской лит-ры в общей массе художественной К. л. неуклонно возрастает. До начала 1930 в К. л. довольно резко проявлялись националистические и даже шовинистические нотки, с к-рыми Коми ассоциация пролетарских писателей (КАПП) повела решительную борьбу. Под ее же руководством художественная К. л. от беспредметности, бесклассовости, аполитичности стала на путь отражения социалистического строительства. Большинство коми писателей объединены в КАПП. Организовалась КАПП 12 марта 1926. Имеет свой печатный орган — художественно-литературный журнал «Ордым», выходящий в г. Сыктывкаре (б. Усть-Сысольск) два раза в месяц с октября 1926. До середины 1930 КАПП объединяла 27 членов, среди к-рых имелись кроме писателей-художников и публицисты. Подготовка писательских кадров КАПП производится через журнал «Ордым» и литкружки при школах повышенного типа. Все писатели, входящие в КАПП, — выходцы из крестьянской среды, творчество их не всегда проникнуто пролетарской идеологией, проявлялись также националистические уклоны. КАПП ведет решительную борьбу за выпрямление творческой линии. Однако ввиду отсутствия квалифицированных работников руководство КАПП очень затруднено. За последние два года [1928—1929] КАПП добилась внимания к себе со стороны широкой партийно-советской общественности и пользуется популярностью в ее среде. Наиболее видный коми писатель В. А. Савин (псевд. Ньобдинса Виттор) (см.) — поэт, драматург и композитор; написал большое количество стихотворений, коми песен (с мелодиями) и до 20 больших пьес (оригинальных и переводных), в том числе «Куломдинса бунт» (Устькуломский бунт) — историческая драма о бунте коми крестьян в
434 1841—1843 из-за непосильных налогов, антирелигиозные художественные пьесы «Райын» (В раю) и «Инасьт?млов» (Бесприютная душа) и мн. др. Особенно популярны в творчестве Савина коми песни и юмористические стихотворения. Другие видные коми писатели: поэт В. Т. Чисталев (Тима-Вень), поэт В. И. Лыткин (Илля Вась), драматург Н. П. Попов (Жугыль), М. Н. Лебедев (Йусь), Я. И. Чупров (Бийа-?гыр), Г. В. Колегов, И. И. Сажин (Ич?т Иван), П. А. Шеболкин (Выль-Паш), И. Т. Чистарев (Жан-Морос, умер в 1923) и др. Из пишущих на коми-пермяцком наречии: М. П. Лихачев и А. Н. Зубов (Питьу-Оне). Коми-пермяки имеют литстраницу в газете «Гэрись», издающейся в с. Кудымкара Уралобласти. Коми фольклор почти совсем не изучен. Некоторые произведения коми писателей переведены на русский, финский, эстонский и латышский яз. Библиография: Савин В. А., Коми печать, ст. в сб. «Коми область», к 10-летию Октябрьской революции, Устьсысольск, 1927, стр. 107; Борисов Д., Развитие коми письменности, «Коми му», 1928 и 1929, № 1; Лыткин Г. С., Зырянский край и яз., стр. 24. На финском яз.: Lytkin V, Syrj??nil?inen kirjallisuus, журн. «Suomalainen Suomi», 1926 № 9, стр. 137; Wichmann Y., Syrjanien kyijalli, в энциклопедическом словаре «Tieto sanakirja»; на коми яз.: Илля-Вась (Лыткин В. И.), Коми гижыньяс, 1926; Сан Антуас (А. С. Забоев), Мыйла кыдзи чужи коми литература, журн. «Ордым», 1927, № 5; Додзьса, Коми автономия 5-во тыриг-кежл?, «Парма-йоль», № 1—2, стр. 23—26, 51—55; Илля-Вась, Медводзья коми, «Ордым», 1929, № 1. В. С.