Значение слова АРТИКУЛЯЦИЯ в Словаре постмодернизма

Что такое АРТИКУЛЯЦИЯ

(лат. articulatio, от articulo - рас-членяю, произношу членораздельно) - деятельность органов речи при образовании звуков. Представление о членораздельности речи человека легло в основу кон-цепции, согласно которой способность к А. является фундаментальной особенностью, свойственной всем языкам. Принцип двойной А. был разработан в 1940- 1950-х французским исследователем, представителем структурно-функциональной лингвистики А.Мартине. Согласно Мартине, в естественном языке есть два уров-ня членения. Первое членение - это способ группиров-ки данных опыта, свойственного всем представителям определенной языковой общности. Оно состоит в том, что любая фактичность, о которой хотят поставить в из-вестность других, расчленяется на последовательные единицы, каждая из которых обладает звуковой формой и значением. То есть любой факт действительности пе-редается в речи определенным количеством слов. На-пример, сказать "я иду", значит выразить акт пешего хождения. Эта фраза состоит из двух слов, каждое из ко-торых обладает самостоятельным значением. Этот уро-вень автономно значимых единиц и есть первая А. Еди-ницы первого членения представляют собой минималь-ные знаки - монемы, количество которых образует "от-крытый список". Невозможно точно определить, сколь-ко различных монем содержится в некотором языке, так как в любом обществе постоянно обнаруживаются но-вые потребности, вызывающие к жизни новые обозна-чения. Однако мы можем раздробить слово и на более мелкие, не обладающие значением единицы - фоне-мы; звук сам по себе ничего не обозначает - ни пред-мета, ни понятия, ни действия: например, совокупность "tкte" обладает значением "голова", причем единицы "tк-" и "te" не обладают какими-то особыми значения-ми. Эти единицы характеризуют второе членение и вы- полняют смысло-различительную функцию: звуковая форма может члениться на последовательные единицы, каждая из которых способна отличать одно слово от других. Благодаря существованию второго членения языки способны ограничиться несколькими десятками различных звуковых образований, сочетания которых создают звуковой облик единиц первого членения ("том" - "дом", "код" - "кот" и т.п.). Список фонем - закрытый, поскольку каждый язык имеет точно опреде-ленное и притом весьма ограниченное количество еди-ниц второго членения (например, во французском язы-ке их количество колеблется от 31 до 34). Кроме допол-нительной экономии, которую создает второе членение, оно обладает еще тем преимуществом, что делает фор-му означающего независимой от значения соответству-ющего означаемого, благодаря чему языковая форма приобретает большую устойчивость. Благодаря такой организации язык предстает перед нами как рациональ-но организованная семиотическая система. Количество звуков ограничено, количество монем чрезвычайно ве-лико, а количество высказываний (образуемых из мо-нем) практически бесконечно. Оттого язык напоминает перевернутую острием вниз пирамиду. Фонемы не оз-начают ничего, монемы (парадигматическая общность), образуемые на основе фонем, - это уровень денота-тивных значений, а синтагмы - это комбинации слов, высказывания, которые способны создавать дополни-тельные, коннотативные значения. Отличительной осо-бенностью лингвистической концепции Мартине при-нято считать обоснованный им принцип экономии, еди-новластно управляющий эволюцией и функционирова-нием языка. Двойное членение облегчает использова-ние и дальнейшее развитие орудия общения, делает возможным передачу очень большого количества точ-ной информации при незначительной затрате средств. Так, можно сообщить окружающим о своих болезнен-ных ощущениях посредством стона (такое сообщение не может быть охарактеризовано как языковое), однако стон является отражением всякого ощущения боли и в этом смысле сообщение может быть истолковано как угодно. Иной будет ситуация, если произнести фразу "у меня болит голова" - четыре последовательные едини-цы, из которых состоит фраза, дают представление о ха-рактере мучающей человека боли. Из этого следует, в чем состоит экономия первого членения: мы могли бы представить себе такую систему коммуникации, в кото-рой каждому явлению или состоянию соответствует особый возглас, но стоит лишь представить себе все многообразие подобных ситуаций, чтобы понять, что память человека не в состоянии усвоить соответствую-щее количество возгласов и интонаций. Несколько ты-сяч знаков (монем), обладающих широкими комбинационными возможностями, позволяют нам делать сооб-щения о таком огромном количестве явлений, для обо-значения которых не хватило бы милионов различных возгласов. Итак, концепция двойного членения выпол-няет двоякую роль: 1) двойное членение является кри-терием, с помощью которого обнаруживаются собст-венно языковые явления (ибо высказывание лишь по-стольку является собственно языковым, поскольку оно может быть подвергнуто двойному членению). Впро-чем, как выяснилось, за пределами двойного членения все же могут находиться некоторые языковые феноме-ны (такие, как просодические явления); 2) двойное чле-нение является такой организацией языка, которая с наибольшей эффективностью осуществляет проведе-ние принципа экономии. Если сходство всех языков со-стоит в том, что всем им присуще двойное членение, то различия между ними состоят в приемах, которыми пользуются носители разных языков при членении дан-ных своего опыта, а также в способах реализации воз-можностей, присущих органам речи. Каждому языку свойственно особое членение, причем это относится как к высказываниям, так и к означающим (ср. фр. "J'ai mal a la tete" и ит. "mi duole il capo": в первом случае субъектом высказывания является произносящий его человек, во втором - больная голова). Случается, что различия в членении обусловливают различный подход к оценке определенного явления или, наоборот, разли-чие в оценке явления влечет за собой различие в члене-нии. На основе предложенного им принципа Мартине дает следующее определение языка: любой язык есть орудие общения, посредством которого человеческий опыт подвергается делению, специфическому для дан-ной общности, на единицы, наделенные смысловым содержанием и звуковым выражением, называемые монемами; это звуковое выражение членится в свою очередь на последовательные различительные едини-цы - фонемы, определенным числом которых харак-теризуется каждый язык; природа и взаимоотношения фонем варьируются от языка к языку. Всякий язык представляет собой тип организации, соответствую-щей этому определению. Значение данной концепции определяется не только и не столько ее влиянием на развитие собственно лингвистических учений, сколь-ко ее резонансом в сфере визуальных исследований (прежде всего, семиотики кино 1960-х). Представле-ние о двойном членении как необходимом признаке языка (в его отличии от любых других семиотических систем) привело к формированию идеи тройной А. ки-нематографического кода в эпоху, когда для кинотео-рии приоритетным оказался вопрос о специфике и сущности киноязыка, о его автономности (по отноше-нию к вербальному языку), о самой возможности ква- лифицировать киноизображение как язык. Безуспеш-ность попытки применить принцип двойной А. к анали-зу киноязыка породила в конечном счете сомнение в универсальности структурно-лингвистической модели анализа культурных феноменов.

А.Р. Усманова

Словарь постмодернизма.