Значение слова САНКХЬЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое САНКХЬЯ

(санскр., буквально - число, перечисление, расчёт), одна из шести древнеиндийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед . Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В этом она объединяется с ньяей , вайшешикой и йогой и противостоит веданте и мимансе . Основателем С. по традиции считается Капила (7 в. до н. э.); сочинения его и его учеников до нас не дошли. Сохранившиеся источники С. относятся к 1-му тыс. н. э.; древнейший из них - 'С.-карика' Ишваракришны, из других текстов наиболее авторитетны 'С.-карика-бхашья' Гаудапады, 'Таттвакаумуди' Вачаспати и 'С.-сара' Виджнянабхикшу. Исходный пункт метафизики С. - учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит С. к поиску первопричины, не связанной непременно с богом-демиургом, и к теории эволюции-инволюции в объяснении мира. Философия С. в целом носит дуалистический характер. С. признаёт две изначальные реальности - пракрити (материальная первопричина) и пуруша ('я', дух, сознание). Пракрити вечна, вездесуща, независима, активна, но лишена сознания; она - единство противоположностей, основа существования любых объектов; состоит из трёх гун (субстанций-сил), находящихся в равновесии. Пуруша пассивен, но обладает сознанием. При соприкосновении пуруши с пракрити исконное равновесие гун нарушается; в недрах пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются с тем, чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов. Первый продукт эволюции - махат, 'великое единство', основа всего материального, он же - буддхи, тонкая субстанция всех умственных процессов, интеллект, сознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции - аханкара ('моё', 'я'), принцип индивидуального, самосознающего. В зависимости от преобладания той или иной гуны из аханкары возникают 5 органов восприятия, 5 органов действия, манас (ум как орган познания и действия), 5 тонких элементов (потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых, в свою очередь, возникают 5 материальных элементов - акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля.

Близко буддизму учение о страдании как сущности всякого телесного бытия и об освобождении от страдания путём возврата к собственному 'я' через познание различий между 'я' и 'не-я' (тело, чувства, ум), между пурушей (познающим) и пракрити (познаваемым); разъединение их приводит к прекращению эволюции (свёртыванию, инволюции), к выходу из круговорота рождений и смертей (сансара). С. оказала влияние на другие системы индийской мысли и явилась философской основой йоги.

Источн.: Лунный вет санкхья - истины, пер. с санскр., М., 1900; Samkhya-pravacana-bhasya, ed. R. (Mass.), 1895.

Garbe, Camb.

Лит.: Чаттерджи С., Датта Д., Древняя индийская философия, пер. с англ., М., 1954; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Garbe R., Die Samkhya-Philosophie, 2 Aufl., Lpz., 1917; Keith A. B., The Samkhya System, Calc., 1918; Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. 1, Camb., 1922; Johnston Е. H., Early Samkhya, L., 1937; Frauwallneг Е., Zur Erkenntnislehre des klassischen Samkhya-Systems, 'Wiener Zeitschrift fur die Kunde Sud-Ostasiens', 1958, Bd 2; Buitenen J. A. B., Studies in Samkhya, I-III, 'Journal of American Oriental society', 1956-57, v. 76-77.

В. Н. Топоров.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.