Значение слова СТРИНДБЕРГ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

СТРИНДБЕРГ

(Auguste Strindberg)- знаменитый шведский романист и драматург, род. в Стокгольме в 1849 г. Жизнь его была полна лишений, разочарований и нравственных потрясений. Не кончив курса в университете, он часто менял род занятий, был учителем, телеграфистом, библиотекарем, служил в театре, занимался живописью и, наконец, сосредоточился на литературной деятельности. Преследования со стороны общества и правительства заставили С. в 1884 г. покинуть родину. Он много путешествовал по Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Дании и до сих пор ведет кочующий образ жизни. С. начал писать в спокойном тоне, защищая в журнальных статьях, исторических очерках, стихах и драматических пьесах демократические принципы; потом он перешел в озлобленный сатирический тон и начал свои нападки на общество с беспощадного обличения женщин. Его возмущало крайнее развитие феминизма в Скандинавии; он стал доказывать, что женская эмансипация - великое зло, так как она усиливает влияние женщины, и без того пагубное для общества. В 1884 г. он написал 12 повестей, под общим заглавием: "Очерки из брачной жизни". В них С. еще довольно спокойно и даже с юмором описывает мелкие невзгоды и разочарования семейной жизни, превращение поэтичной, любящей невесты в сварливую и мелочную хозяйку дома, переход от возвышенного счастья влюбленной четы к унижающей душу будничной прозе жизни. Рассказы написаны с беспощадным реализмом и вместе с тем очень просто и наивно. В более резком, фанатическом тоне написана драматическая трилогия С.: "Отец" (1877), "Девица Юлия" и "Заимодавцы" (1889). В них женщина рисуется как исчадие ада, воплощающее в себе силу и обаяние его над душой человека. Чувствуется нечто средневековое и католическое в том непритворном ужасе, с которым С. смотрит на женщину. В "Отце" рисуется беспощадная жадность женщины и ее грубая привязанность к земным благам: отец, застраховавший свою жизнь, ясно сознает, что ему непременно нужно поскорее умереть ради своих дочерей, которым деньги дороже и нужнее, чем его жизнь. В "Девице Юлии" женщина- воплощение низших чувственных инстинктов, грубая самка: утонченная аристократка с изнеженными нервами отдается лакею и любит его за грубость, за то, что он не стесняется поднять на нее хлыст. В "Заимодавцах" С. доказывает, что в женщине нет ничего оригинального, что она ничего не создает, но чрезвычайно хитро эксплуатирует мужской ум и мужскую душу. По силе и уменью изображать болезненность и изломанность современной души эти три короткие драмы принадлежат к числу самых сильных и оригинальных произведений современной литературы. На ту же тему написан большой роман: "Исповедь Безумца" (1893), где женщина представлена апокалиптическим чудовищем, которое хочет творить зло и имеет для того неисчерпаемые силы. Герой повести сливается с автором, описывающим пережитые им самим душевные состояния. Объективная психологическая правда отсутствует в повествовании, похожем, большей частью, на бред; но такова захватывающая сила художественного таланта С., что созданный им образ женщины-дьявола, утонченно и могущественно лживой, кажется глубокой правдой. Дальнейшее романы и драмы С. написаны под влиянием новейших философских течений. В двух романах: "Чандала" и "Аксель Борг" С. отражает учение Нитцше о сверхчеловеке. Презрение Нитцше к толпе пришлось очень по душе С., пессимизм которого крайне аристократичен. В идее "сверхчеловека" заключается и понятие о существовании низшего человека (Untermensch); власть последнего на столько же унижает человечество, на сколько наступление царства сверхчеловека вознесет его выше его теперешнего состояния. В "Чандала" С. изображает целую касту низших существ, рабов в духовной жизни. Роман написан в виде сказки, и вопрос о добре и зли решается в дуге Нитцше. Его герой- сверхчеловек, который борется против низшего человека, духовного пария. Их борьба символизирует для С. борьбу инстинкта и духа. В "Акселе Борге" (1891) также представлен непримиримый контраст между героем, почти воплощающим в себе Нитцшевского сверхчеловека, и той жизнью, которую он видит вокруг себя. По своей художественности, особенно в описаниях природы, это- одно из лучших произведений С. Заканчивается оно тем, что герой навсегда отрекается от общения с людьми и уезжает "в открытое море", обрекая себя на одиночество. В новейших своих произведениях - "Легенды", "Путь в Дамаск" - С. все более обнаруживает крайне нервную возбужденность, доходящую то до мании преследования, то до религиозного бреда. Здесь замечается крутой поворот в сторону христианства и смирения, отрицание прежней гордыни. С. сохранил прежнюю силу художественного изображения, но идейные его замыслы становятся спутанными. В общем С - один из самых оригинальных современных писателей, яркий поборник индивидуализма, часто доходящий до крайности и слитком склонный к одностороннему освещению жизни. Все его произведения (кроме выше названных он написал еще прекрасную драму "Маргит, жена кавалера Бенгста", сатиру "Красная комната", мистерию "Олоф" и др.) переведены на немецкий и на франц. языки; драмы и некоторые повести имеются и в русском переводе. З. Венгерова.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.