Историю литературы принято подразделять на 8 эпох: 1) эпоху язычества, 2) эпоху католицизма, 3) эпоху реформации, 4) эпоху великодержавия, 5) эпоху свободы, 6) эпоху Густава, 7) эпоху нового государственного строя и 8) новейшую эпоху.Первая эпоха (язычества) обнимает общую для трех скандинавских стран исландскую литературу.Литература эпохи католицизма (1200-1521) распадается на юридическую, религиозную, историческую и поэзию. К памятникам юридическим принадлежат "Landskapslagar" - областные законы, записанные между XII и XIII вв. Для лучшего закрепления их в памяти народа они были первоначально изложены в стихотворной форме и долго передавались устно. Ведя свое начало от обычаев и законов языческой эпохи, законы эти ярко отражают северогерманский народный дух и свидетельствуют о первоначально широкой самостоятельности областей, которая уже успела значительно ослабеть к тому времени, когда законы были записаны и когда стало выдвигаться и укрепляться понятие о государстве. Особенно ценным памятником юридической литературы этой эпохи является случайно уцелевший "Um syir?lsi Konunga ok h?fdinga" ("О правлении конунгов и вождей") - свод средневекового государственного и обычного права, а также правил общежития. После введения христианства в Швеции языком ученых стал латинский, и преобладание получила религиозная литература. Настало время мистицизма и схоластики. Представительницей мистицизма явилась св. Биргитта (1303-1373), наиболее выдающаяся Ш. писательница средних веков. Ее "Uppenbarelser" ("Откровения") были написаны первоначально по-шведски, а затем переведены ее духовником на латинский язык; они свидетельствуют о пламенной фантазии автора, но главная их ценность - описание современных нравов. Биргитта энергично выступала против нравственного растления, отличавшего ее время и на родине, и в чужих странах, где ей удалось побывать во время ее странствований. Досталось от нее и королю Магнусу Эриксону, и самому папе. До Биргитты заявили себя в литературе готландский монах-доминиканец Петр де Дация (1240-1289), автор жизнеописаний святых (на превосходном латинском языке), и Маттиас, учитель Биргитты, первый переводчик Библии на шведский язык. Средневековая историческая литература Швеции далеко уступает как исландской (Snore Sturleson), так и датской (Saxo); ее исчерпывают "Riimkr?nikor" (стихотворные хроники), да несколько малозначительных латинских сочинений (Erikus Olai, Johannes Magnus и Olaus Magnus). Хроники эти малопоэтичны и представляют лишь некоторый исторический интерес, главным образом "Gamla" (старая) или "Erikskr?nikan" (обнимает время до 1319 г.) и "Nya" (новая) или "Karlskr?nikan" (1389-1452). Искусственную поэзию средних веков исчерпывают "Drottning Eufemias visor" ("Песни королевы Евфимии") - три пространные эпические поэмы, представляющие переработку средневековых рыцарских легенд, предпринятую в начале XIII в. по почину супруги короля Гакона Магнуссона, и "Biskop Tomas Kv?den" ("Песни епископа Фомы"). Наибольшее значение имеют "Folkvisor" - народные песни, большей частью общие всем трем скандинавским странам. Рядом с "Folkvisor" стоят "Folksagor" и "Folks?gner" - народные саги и сказки. Многие из них трактуют сюжеты, общие другим европейским странам, но окраска их - чисто Ш., народная. Судя по всем данным, в средневековой Ш. литературе существовала еще церковная драма, но ни одного образца этого рода искусственной поэзии не сохранилось даже в отрывках.Эпоха реформации (1523-1617). Гуманизм XV-го века оставил весьма слабые следы в Ш. литературе; лишь реформация внесла в литературу новые веяния. Во главе нового движения стал Олаус Петри ("Мейстер Олаф", 1493-1552), необычайно благородная, самостоятельная и смелая личность, ученик Лютера. Все его труды свидетельствуют о гениальной натуре; изложение его, при всей простоте, отмечено печатью учености и большого остроумия. Кроме литературных трудов религиозного характера, перу Петри принадлежит первая хроника ("История Швеции до Густава Вазы") на шведском языке, не заслужившая, однако, одобрения короля и вышедшая в свет лишь триста лет спустя, и первое же драматическое произведение на шведском языке: "Tobie Com?dia". После смерти Петри литература, которая вкусила было свободу в начале реформации, стала все более подвергаться стеснениям; преобладание опять получила литература религиозная, притом ортодоксального и догматического направления (конец XVI и начало XVII в). Произведения изящной литературы этого периода представляют весьма мало значения. Лишь под конец его стали появляться драматические произведения с сюжетами, почерпнутыми из истории Швеции. Лучшие из них - "Disa" и "Blanckam?reta", написанные историком Иоганнесом Мессениусом (1579-1636).Эпоха великодержавия (1617-1721). 30-летняя война повлекла за собой большие изменения во внутреннем строе жизни и в культуре Швеции, вовлеченной в живые сношения с Западной Европой и невольно приобщившейся к светской ее культуре и к течениям Ренессанса. Все это не могло не отразиться и на Ш. литературе: в поэтическом творчестве стали видеть искусство, а не только средство для религиозной и нравственной пропаганды. Тем не менее, даже в самых веселых стихотворениях того времени сказывается основное религиозное настроение. Лучшие стихотворения эпохи отличаются, кроме того, свежим, бодрым юмором; национальный их характер просвечивает даже в заимствованных у античного мира формах поэтического творчества. В особенности это можно сказать о Георге Шерньельме, писателе XVII века. Главный труд его - "Геркулес", дидактическая поэма, написанная гекзаметрами. Сюжет ее - старое предание о выборе героя между двумя путями: долга (г-жа Добродетель) и наслаждения (г-жа Наслаждение) - был приноровлен к данным условиями, что дало автору возможность набросать яркие картины современных ему нравов и быта, особенно в области удовольствий. Шерньельм был чрезвычайно даровитой и многосторонней натурой, но сильно разбрасывался, отдаваясь, наряду с поэтическим творчеством, и математике, и философии, и археологии. Вследствие всевозраставшего государственного могущества Швеции, археологии было отведено в ряду наук чуть ли не самое почетное место: она должна была служить удовлетворению национального тщеславия. Шведы стремились доказать, что история Швеции - столь же древняя, если не древнее истории других народов. Выразителем этих стремлений в литературе явился выдающийся естествоиспытатель Олоф Рудбек (1630-1702), автор знаменитого в свое время (неоконченного) труда "Атланд" или "Мангейм" (обыкновенно называется "Атлантикой"), в котором он старался доказать, что Швеция - древнейшая культурная страна на земле, сказочная страна Платона Атлантика, колыбель культуры, и что даже "рай" находился в Швеции. Тот же "патриотический" дух времени создал целую плеяду поэтов "на случай", что немало содействовало развитию литературно-поэтического языка. Национальную чистоту и простоту его оберегал сам король Карл XI, внушавший духовенству и судьям отнюдь не употреблять таких слов и выражений, которые не были бы понятны народу. Из поэтов, воспевавших выдающиеся современные события, наиболее талантливые: Лассе Иогансон († в 1674 г.), прозванный "несчастным Лусидором", Иоганн Руниус († в 1713 г.) и первая Ш. поэтесса София Бреннер († в 1730 г.). В конце XVII в. драматическое творчество стало подчиняться французским образцам. Самым выдающимся образчиком этого направления является "Росимунда" Урбана Иэрна. Из отраслей научной литературы наиболее культивировалась историческая; преимущественно, однако, были приглашаемы в Швецию иностранные ученые, а Ш. историки главным образом занимались археологией. Народная поэзия продолжала процветать (по мнению некоторых исследователей, наибольшая часть народных песен сложилась в эту эпоху). К народной же литературе можно отнести сборники народных пословиц, поговорок, правил домашнего обихода и моральных сентенций; Мартин Ашанеус собрал множество таких образчиков народной мудрости и составил из них прекрасный стихотворный подбор: "En liten husregla" ("Маленький домострой").Эпоха свободы (1721-1772) началась с установлением в стране более свободного политического режима. К этому времени Швеция перестала быть великой державой; несчастия, сыпавшиеся на страну, заставили ее очнуться от грез патриотического тщеславия, вернуться к суровой действительности и обратить все силы на поднятие внутреннего благосостояния и культуры страны. В ряду наук заняли преобладающее положение политическая экономия и естествознание. Главный отпечаток этой эпохе придал знаменитый Карл Линней (1707-1778). Этот величайший естествоиспытатель Швеции хотя и стяжал славу главным образом научными трудами на латинском языке, но все же оказал большие услуги и родной литературе, обладая даром описывать и объяснять явления природы простым, ясным и в то же время сильным, образным языком. Настоящей противоположностью Линнею является Эммануил Сведенборг (1688-1772), тоже естествоиспытатель, но сделавшийся знаменитым в области спиритизма и мистицизма. В силу общего трезвого утилитарного направления, и в изящной литературе резко обозначились два направления: дидактическое и "гражданское". Наиболее ярким представителем этих направлений является поэт и историк Олоф Далин (1708-1763), находившийся под влиянием современных ему французских и особенно английских писателей (Драйдена, Свифта). По примеру Аддиссона и Стиля Далин стал издавать еженедельный сатирический журнал "Then sv?nska Argus" (1732-1734); остроумие и бойкое перо Далина стяжали его журналу всеобщее внимание. Главное значение Далина - в том, что он сильно способствовал развитию Ш. литературного языка и подготовил путь просветительным идеям, укреплению которых помогли другие выдающиеся писатели этой эпохи: Карл Тессин (1695-1770); Андерс Гёпкен (1712-1789), представитель красноречия своего времени; Яков Мэрк (1714-1763), отец Ш. дидактического романа ("Адальрик и Гетильда", "Текла" и др.), взявший себе за образец Фенелонова "Телемака"; Яков Валленберг (1746-1778), юморист, некоторые произведения которого (путевые картины: "Min son раа galejan" и дневник из поездки в Ост-Индию 1769-1771 гг.) и до сих пор читаются с интересом, благодаря живости изложения и тонкой наблюдательности автора. Представителями французского влияния в Швеции явились: Гедвига Норденфлихт (1718-1763), бывшая центром одного из главных литературных кружков того времени, одна из первых застрельщиц женской эмансипации, писавшая в защиту женщин против Ж.-Ж. Руссо; Г. Крейц (финляндец родом, 1731-1783), автор пастушеской идиллии "Атис и Камилла", имевшей в свое время успех, вроде того, каким позже пользовались "Фритьоф" Тегнера и "Песни подпрапорщика Столя" Рунеберга; Гюлленборг (1731-1808), сатирик и представитель "живописи словами", автор поэмы "Aarstiderna" ("Времена года"), "V?rdlsf?rakteren" ("Человек, презирающий свет") и сотен басен, отличающихся остроумием и блестящим слогом. Очень сильно было в Ш. литературе этой эпохи влияние датского писателя Гольберга, комедии которого, в переводах на Ш. язык, нашли широкое распространение в стране и вызвали массу подражаний. Наиболее национальным поэтом, стоящим на рубеже данной и следующей эпохи, является Карл Микаэль Бельман (1740-1795). В поэзии Бельмана замечательно сочетание древнегреческой жизнерадостности и северной грусти; он особенно чуток к красотам природы, вполне оригинален по форме и с большой виртуозностью играет стихом. Наибольшую известность стяжали его "Fredmans epistlar" - собрание эпических и лирических стихотворений, в которых он увековечил некоторые современные ему типы. Обаяние стихов Бельмана тесно связано с музыкой, на которую они им положены. Во второй половине эпохи свободы (1753) была основана королевой Ловизой Ульрикой академия изящной словесности и возникло несколько частных кружков, преследовавших цель поощрения изящной литературы (например, кружок Гедвиги Норденфлихт). Научной литературе покровительствовала основанная еще в 1739 г., между прочим, по инициативе Линнея, академия наук.Эпоха Густава (1772-1809). В царствование короля Густава III французское влияние в культурной жизни Швеции достигло своего апогея. В манере писателей этой эпохи чужое влияние сказывается весьма сильно, но направление их все же чисто национальное, сюжеты черпаются преимущественно из родной жизни и истории. В самом начале этой эпохи возникла Ш. "музыкальная академия" и был основан "Королевский театр". Сам король, в сотрудничестве с приближенными, писал драмы и тексты для опер. Главным сотрудником короля и вместе с тем наиболее типичным представителем своего времени был И. Кельгрэн (1751-1795). Французское влияние сказалось в нем особым пристрастием к форме, в отделке которой он и достиг совершенства; затем, как истинный ученик Вольтера, он был горячим поборником цивилизации и человечности и бесстрашно бичевал сатирой (в своей газете "Stockholmsposten") всякое проявление невежества, грубости нравов и суеверия, предрассудков и злоупотребления властью. В последних произведениях Кельгрэна сказывается уже чисто германская искренность и глубина чувства. С Кельгрэном соперничал К. Леопольд (1756-1829), особенно прославившийся своим рассказом "Egl? och Annette", в котором легкомысленной столичной жизни противопоставляется простая деревенская. Своими критическими статьями Леопольд много содействовал развитию литературного вкуса и у своих современников. Самой популярной писательницей этой эпохи была Анна Ленгрэн (1755-1817), черпавшая свои сюжеты преимущественно из семейной жизни в различных слоях общества: "Den glada Festen" ("Веселый праздник), "Eklog", "De smaa paa landet" ("Малыши в деревне"), "Pojkarne" ("Мальчуганы"), "Buketten" ("Букет"). В других рассказах она метко осмеивает сословные слабости - родовую спесь ("Fr?ken Juliana", "Portr?tterna"), высокомерие ученых ("Gossen och leksakerna"), низкопоклонство перед высшими ("Grefvinnans bes?k), стремление жить выше средств ("Kalaset"). Ирония ее добродушная, юмор живой, веселый. Представителем романтического направления в Ш. литературе, соответствовавшего немецкому "Sturm und Drang Periode", является T. Торильд (1759-1808), проповедовавший близость к природе, свободу чувства и мысли и осужденный за сочинение "Om det allm?nna f?rstaandets frihet" ("O свободе мысли") на 4-летнее изгнание. Родственным Торильду по духу был Б. Лиднер (1759-1793), лучшими произведениями которого считаются "Grefvinnan Spastaras d?d" ("Смерть графини Спастара") и "Aaret 1783" ("Год 1783"). Упрочившаяся в эту эпоху в Ш. литературе французская ложноклассическая или академическая школа продолжала преобладать еще несколько лет спустя после смерти Густава III; следуя этому направлению, Ш. литература дошла до полного господства формы над содержанием. И этот период, однако, дал несколько высоко даровитых поэтов, но их талант, скованный мертвыми академическими формами, не мог развернуться вполне. Сюда относятся два епископа: Ф. Францэн (1722-1797) и И. Валлин (1779-1839). Первый, уроженец Финляндии, писал простые по форме, чисто идиллические стихотворения; его поэтическое творчество было "ясно, как ключевая вода, невинно, как младенческая душа, и говорило о жажде неземной чистоты нравов". Творчество второго отличалось более сильным характером и мрачным колоритом; его псалмы считаются лучшими образцами этого рода Ш. поэзии. Из авторов, писавших прозой, в этот период выделились Г. Адлерспарре, издававший журнал "L?sning i blandade ?mnen", в котором сотрудничали лучшие силы литературы, и Г. Иэрта, автор замечательного труда: "Naagra Unkar om s?ttet att upretta och hef?sta den urgamla franska monarkien" ("Размышления о способе восстановить и укрепить древнефранцузскую монархию"). Сторонник политической свободы и противник сословных прерогатив, добровольно отказавшийся от дворянства, Иэрта, под видом защиты монархического строя, тонко, но едко иронизирует над ним. Второе издание этого сочинения было запрещено за "неподобающие отзывы об иностранных государствах".Эпоха нового государственного строя (1809-1880). После государственного переворота 1809 г. в Ш. литературе повеяло новым духом. В 1810 г. была объявлена свобода печати, не безусловная, но все же достаточно широкая. Под влиянием немецкой романтической школы, в Ш. литературе обозначились два главных течения: новоромантизм и готизм. Приверженцы первого, получившие по одному из своих печатных органов прозвище фосфористов, были упсальские студенты. Еще в 1803 г. в Упсале образовалось общество любителей словесности, после распадения которого в 1807 г. был основан 17-летним студентом Аттербомом "Союз Авроры". В этом союзе вырабатывались литературные взгляды молодежи, высказывавшиеся затем в журналах: "Полифем" (Стокгольм, 1809-1812 гг.) и "Фосфор" (Упсала, 1810-1813). В первом молодежь ядовито осмеивала "академиков"; второй всесторонне развивал и освещал идеи новой школы. Главными сотрудниками его были Аттербом, Пальмблад, Гэдборн, Сонден. Поэтические произведения фосфористов печатались в "Поэтическом Альманахе", издававшемся Аттербомом (1812-1822); критическим органом школы являлся "Svensk litteraturtidning" (1813-1824 гг.). Главный защитник старой академической школы, Пер Вальмарк (умер в 1858 г.), весьма энергично боролся с "фосфоризмом" в своих журналах "Journal f?r litteratur och teater" и "Alm?nna Journalen" и вышутил фосфористов в сатирической поэме "Markalles s?mnl?sa n?tter" ("Бессонные ночи M.", 1820-1821). Несмотря на крайности, до которых доходили фосфористы, они разбудили литературу, внесли в нее дух жизни, обогатили ее фантазией, чувством, открыли поэтическому творчеству более широкие горизонты и содействовали ознакомлению Ш. общества с иностранной поэзией, особенно германской и южно-романской. Наиболее выдающимся писателем из фосфористов является сам Аттербом, начавший свою деятельность под сильным влиянием Тика и Шеллинга. Он стремился сочетать в творчестве романтическую воздушность образов, нежную музыкальность стиха, "грёзы и сладкие звуки" с натурфилософскими размышлениями над задачами жизни. Поэзия его страдает, поэтому, некоторой туманностью; тем не менее он обнаружил крупное поэтическое дарование, и его поэма-сказка "Lycksalighetens ?" ("Остров блаженства") - одно из прекраснейших произведений Ш. новоромантизма. Идея этой аллегорической поэмы - соотношение между жизнью в грезах, в мире фантазии и действительной жизнью. Аттербом не дает преимущества первой, как делали немецкие романтики, но изображает печальные последствия пренебрежения требованиями, предъявляемыми к человеку действительностью. Выдающимся представителем фосфоризма является также В. Пальмблад (1788-1852), бывший и писателем, и издателем. Вторая партия - "Союз готов" - преследовала не только чисто литературные, но и общекультурные цели. Являясь, как и фосфористы, приверженцами романтической школы, "готы", как их называли, отличались чисто национальным духом, который они стремились проявлять и в искусстве, и в науке, и в общественной жизни. Их воодушевляла идея составить "братский союз людей, стремящихся воскресить в себе и в других свободный дух, мужество и честность древних готов". Среди членов союза были люди с крупным поэтическим дарованием. Основателем союза "готов" был Я. Адлербет, сын талантливого переводчика латинских классиков. С 1811 г. "готы" стали издавать собственный журнал "Идуна". В 1844 г. Адлербет умер и союз распался. К "готам" принадлежали два будущих светила Ш. литературы - Исайя Тэгнер (1782-1846) и Эрик Гейер (1783-1847). Эти два поэта, представители различных сторон характера шведского народа, считаются вообще величайшими национальными поэтами Швеции. Они до того слились в сознания народа, что говоря об одном, нельзя не вспомнить и о другом. Оба они были профессорами университетов: Гейер - упсальского, Тэгнер - лундского. Гейер соединял в себе поэта, философа, композитора и гениального историка. Примкнув временно к лагерю романтиков, он стал затем первым поборником либеральных идей. Тэгнер, одаренный более блестящим поэтическим талантом, но менее гармонично развившийся, примкнул впоследствии к академическому направлению. В общем его творчество носит отпечаток "эпохи Густава", но еще в сильнейшей степени отразилось на нем влияние древнегреческой поэзии и Шиллера, с которым роднит Тэгнера страстная любовь к свободе. У нас в России Тэгнер известен особенно поэмой "Фритьоф" (перевод профессора Я. Грота). "Союз готов" выдвинул еще две крупные силы: Арвида Афцелиуса (1785-1871), собирателя Ш. народных песен, преданий и переводчика на Ш. язык древней "Эдды", и Пера Линга (1776-1839), положившего начало "Ш. гимнастике". Из писателей той эпохи, стоявших вне партий, первое место занимает Э. Стагнелиус (1793-1823), мистик в душе, творчество которого изобилует переходами от пламенной чувственности к глубокой скорби о бренности земного существования. Он пробовал свои силы в самых различных родах литературы, а сюжеты почерпал из античного мира, из древнесеверной старины и древнехристианских преданий. Никто из Ш. поэтов не превзошел его красотой стиха. Карл Никандер (1799-1839) написал драму "Runesv?rdet och den f?rste riddaren" ("Волшебный меч и первый рыцарь"), в которой изображена борьба между христианством и язычеством на севере. Эрик Шёберг (1794-1828), писавший под псевдонимом Vitalis, осмеивал в своих сатирах преувеличения новой школы. К. Дальгрэн (1791-1844), лирик, отличался уменьем живописать природу. Бернгард Бескоу (1796-1868) - автор поэмы "Sveriges anor" ("Предки Швеции"), в которой прославляются различные события из истории Швеции.Первый период "новейшей эпохи" - после 30-х годов и до середины XIX столетия можно назвать периодом упадка поэзии; поэты большей частью перепевают Тэгнера, да пережевывают идеи романтизма (К. Бэттигер, 1807-1878; Б. Мальмстрэм, 1816-1865). В Швеции, как и в остальной Европе, стали уставать от романтизма. На первый план выступил порожденный июльской революцией либерализм, представителями которого явились, между прочим, такие крупные таланты, как Гейер и Альмквист. Во главе движения стал И. Иэрта (1801-1872), сплотивший около себя кружок молодых писателей и публицистов и своей газетой "Aftonbladet" открывший новую эпоху в истории Ш. печати. В общем, писатели этого периода более преследовали практические цели, нежели эстетические. Из них особенно выдаются О. Струцен-Беккер (1811-1869), писавший под псевдонимом Орвард Одд, самый остроумный Ш. фельетонист школы Гейне и французских публицистов, и А. Бланш (1811-1868), автор целого ряда комедий и романов в жанре Евг. Сю, а также замечательных очерков стокгольмской жизни. Вне этого кружка стояли: один из вожаков либеральной партии К. Страндберг (1818-1877), писавший под псевдонимом Talis Qualis, даровитый лирик и выдающийся переводчик; Б. Мальмстрэм (1816-1865), противник новоромантизма, писавший стихи по классическим образцам, и бывший кумиром молодежи Гуннар Веннерберг (1817-1901), автор стихотворных диалогов, прославлявших веселую студенческую жизнь в Упсале ("Gluntarne"). Благодаря прекрасной музыке, на которую положены эти стихи, они остаются популярными и до сих пор, подобно песням Бельмана. Из поэтов того времени выдавались еще И. Нюбом (1815-1889) и Э. Сельстед (1808-1874). Масса назревших вопросов об отношениях между сословиями, о народном просвещении, о женской эмансипации, о наказании преступников и т. п., ставшие предметами горячего обсуждения в газетах и в заседаниях риксдага, подготовлялись и принципиально решались главным образом в новой Ш. беллетристике. В 1809 г. выступил Ф. Седерборг (1784-1835) с романом "Уно ф. Трассенберг", за которым последовало несколько мелких рассказов. Произведения Седерборга давали только занимательное чтение, не касаясь общественно-политических вопросов. Первым романистом этого направления явился Карл Альмквист (1793-1866), один из талантливейших Ш. писателей. Подобно "готам", Альмквист стремился воскресить в современниках старинный истинно шведский дух, что могло быть, по его мнению, достигнуто путем сближения с природой, связью с землей, словом - усвоением себе начал жизни труженика-крестьянина, с сохранением, однако, всех духовных преимуществ, даваемых образованием. В 1824 г. Альмквист сам попытался превратиться в такого крестьянина-интеллигента, оставил Стокгольм, переехал в Вэрмланд, зажил там в качестве крестьянина "Лове Карлсона", занимаясь земледелием и черчением карт, и женился на крестьянской девушке. На "земле", однако, он усидел всего 2 года и снова вернулся в столицу, где и занялся пропагандой в печати своих излюбленных идей. Альмквист явился представителем вырождавшегося романтизма, готового превратиться в радикальный субъективизм и восставать против всяких авторитетов. Моральный скептицизм Альмквист выразил в одном из своих излюбленных парадоксов: "И невинность, и мышьяк - белого цвета". Альмквист до сих пор может считаться самым универсальным из шведских писателей. Он пробовал свои силы и в истории, и в педагогике, и в лексикографии, и в математике, и во всех родах поэзии, и даже в музыке. Чуть ли не все времена и страны находили в нем своего бытописателя. Словом, Альмквиста недаром зовут "великим чародеем Ш. литературы". Главное литературное произведение его, "T?rnrosens bok" ("Книга шиповника", с 1832 г.) - целый ряд поэм, стихами и прозой, лирического, эпического и драматического характера, дающих картину всех стадий человеческой жизни. Из беллетристических произведений Альмквиста произвел небывалую сенсацию превосходно написанный рассказ "Det gaar an" ("Пойдет", 1839), содержавший страстные нападки на нерасторжимость брака и на брак вообще. Десятилетие с 1830 по 1840 г. ознаменовалось необычайным расцветом беллетристики и особенно романа. Наибольшую известность из писателей этого периода заслужила Фредерика Времер, родом из Финляндии (1801-1865). Начав идиллическими, несколько сентиментальными "картинками будничной жизни" ("Teckningar ur hverdagslifvet"), она под конец посвятила себя идейному роману, пропагандируя в своих произведениях главным образом эмансипацию женщин, чем и стяжала себе у современников популярность, не уступавшую славе Тэгнера. Наиболее известны ее романы: "Grannarne" ("Соседи") и "Hemmet" ("Семья"). Другая популярная писательница того времени, Софья-Маргарита фон Кнорринг (1797-1848), преимущественно описывала жизнь высших слоев общества; третья - Эмилия Флюгаре Карлэн (1807-1892) - прославилась описаниями быта рыбаков Богуслэна; четвертая - Мария-София Шварц (1819-1895) - плодовитая романистка, почерпавшая свои сюжеты преимущественно из быта рабочих и низших классов. Карл Веттерберг (1804-1895), писавший под псевдонимом "Onkel Adam", стал известен своими очерками и жанровыми картинками, рисующими комические стороны столичной жизни; в более крупных своих романах он восстает против равнодушия и жестокости в отношениях высших классов к низшим. В течение 10 лет он с большим успехом издавал детский журнал "Linnea". Из драматических писателей того времени особенный успех имел И. Бэррессон (1790-1866), своими историческими драмами; в юности он участвовал в "Поэтическом альманахе", почему и назывался "последним фосфористом". Луи де Гэр (род. 1818 г.), писавший под инициалами S. Н. Т. - автор романов и изящных очерков, свидетельствующих о замечательно тонкой наблюдательности, и воспоминаний, который, кроме исторического интереса, отличаются мастерством изложения. С восшествием на престол Карла XV либеральные идеи стали одерживать победу за победой; самой важной из них явилась реформа народного представительства (1865). Равноправность представителей различных сословий естественно повлекла за собой стремление к такому же равенству и в других отношениях. Период этот оказался особенно благоприятен для развития литературных талантов. На первом месте стоит В. Рюдберг (1828-1895), представитель идеалистического направления. Всеобщее внимание Рюдберг завоевал уже своим историческим романом "Den siste atenaren" ("Последний афинянин"), но первенствующее положение в изящной литературе занял лишь мало-помалу. Он давно уже был известен ценными трудами по эстетике, мифологии, религиозной философии, когда выступил в качестве поэта-лирика; его поэтические произведения считаются, по глубине идеи и мастерству формы, в ряду лучших сокровищ Ш. литературы. Другие выдающиеся лирики - граф К. Снойльский (1841-1903) в К. Вирсэн (род. в 1842 г.). Снойльский особенно известен своими сонетами "Svenska bilder", в которых слегка напоминает финского поэта Рунеберга. В поэзии Вирсэна преобладают религиозные мотивы. Рядом с идеалистическим направлением в Ш. литературе с 1879 г. обнаруживается и резко реалистическое. Первым представителем его явился Август Стриндберг (родился в 1849 г.), выступив со своим романом "R?da rummet" ("Красная комната"), вызвавшим ожесточенную полемику и разделившим Ш. литературу на два враждебных лагеря. Новая реалистическая Ш. школа отличается от современной ей французской не только формой: и для Стриндберга, и для других Ш. писателей его направления форма имеет лишь второстепенное значение в сравнении с теми идеями, которые им желательно провести. Необычайно богатое дарование Стриндберга, и как беллетриста, и как драматурга, не спасает его, однако, от болезненной односторонности и грубости; даже лучшие его произведения портит отрывочность характеристики и некоторое личное озлобление. Большой тонкостью психологического анализа отличается Густав де Гейерстам (род. в 1858 г.), даровитый беллетрист и драматург, автор "Головы Медузы" ("Medusas Huvfud"), "Братишки" ("Lille Bror") и "Борьбы за любовь" ("Kamp for Karlek"), черпающий свои сюжеты преимущественно из быта литературных и простых тружеников. В общем, реализму в Ш. литературе не повезло; две лучших его представительницы Анна Лефлэр (1849-1892) и Виктория Бенедиктсен (псевдоним Эрнст Альгрэн, 1850-1888), посвятившие себя описанию кричащих противоречий жизни, обе умерли рано. Противниками нового реалистического направления являются некоторые молодые поэты, из которых наиболее выдаются В. фон. Гейденстам (род. в 1859 г.). Обвиняя последователей реалистического направления в недостатке жизнерадостности и бедности фантазии, Гейденстам развертывает в своих произведениях богатые красками картины из жизни Востока или из родной истории. Самое крупное из его последних произведений "Karolinerna" - серия превосходных рассказов из времен короля Карла XII, проникнутое горячей любовью к родине и природе. Одновременно с Гейденстамом порвал с "реалистами" О. Левертин (род. в 1862 г.), в поэзии которого сказывается влияние средневекового мистицизма; в Ш. литературе он является чем-то вроде прерафаэлита в живописи. Наибольшим успехом из поэтов-лириков пользуется Густав Фрэдинг (род. в 1860 г.); не связанный ни с какой школой, он рисует Ш. природу и народную жизнь с большим юмором и яркими красками, а по виртуозности стиха приближается к Бельману. Из писательниц антиреалистического направления особенно выдается Сельма Лагерлэф (род. в 1858 г.). Уже в первом ее романе: "Gr?st Berlings saga" сказалась необычайно богатая фантазия и увлекательная живость изложения. Те же достоинства, в соединении с глубокой психологией в обрисовке характеров, отличают ее последующие произведения, проникнутые чувством глубочайшего сострадания ко всем несчастным. В одном из лучших из них - "Antikrists mirakler" - она задается целью указать путь к разрешению социального вопроса, пробуждением в людях лучших альтруистических чувств. Крупное имя составила себе также Эллен Кей (род. в 1848 г.), немало потрудившаяся над разрешением различных общественных вопросов и особенно вопроса о воспитании. Оригинальностью дарования выделяется Елена Нюблом (датчанка родом, род. в 1843 г.), начавшая лирическими стихотворениями на датском языке, а в Ш. литературе завоевавшая себе известность полными поэзии и юмора сказками. Не лишены значения Альфгильда Агралль (род. в 1849 г.), писательница-драматург, и романистки Софья Элькан (род. в 1853 г.) и Гильма Страндберг (род. в 1855 г.). Из писателей последнего периода выдаются еще: Геллерстед (род. в 1836 г.), своеобразный талант которого сосредоточился на создании мелких вещиц; К. Мелин (род. в 1849 г.), воспевший шхеры; А. Боот (род. в 1853 г.), описывающий древнесеверную жизнь; Д. Фальстрэм (род. в 1858 г.), поэт-лирик; А. Лундегор (род. в 1861 г.), романист; А. Карлфельдт (род. в 1864 г.), поэт-лирик, отличающийся необычайной задушевностью и юмором в чисто народном духе; Ф. Гедберг (род. в 1828 г.), драматург (лучшее произведение - "Br?llopet paa Ulfaasa"), два его сына Тор Гедберг (род. в 1861 г.) и Карл Гедберг (род. в 1867 г.), из которых особенно талантлив первый, автор драматической поэмы "Гергард Гримм"; П. Молин (1864-1896), описывавший природу и людей Нордланда; П. Гальстрэм (род. в 1866 г.), выдающийся беллетрист ("Брильянтовое ожерелье"); Г. Сэдерберг (род. в 1869 г.), беллетрист и фельетонист; К. Форслунд (род. в 1872 г.), черпающий сюжеты из Ш. народной жизни; А. Геденшерна (род. в 1852 г.), пишущий под псевдонимом Сигурд, сатирик, тоже известный своими описаниями народной жизни; Ф. Дальгрэн (1816-1895), писавший под псевдонимом Fredrik paa Ranns?tt, и А. Бондесон (род. в 1854 г.) известны своими рассказами из народного быта, в которых народ изображается с точки зрения самого же народа и отчасти его языком. Среди современных Ш. поэтов находится и один коронованный: это сам нынешний монарх Ш. король Оскар II (род. в 1829 г.), пишущий под псевдонимом Оскара Фредрика. Первое место среди его трудов занимает сборник "Ur svenska flottans minnen" ("Из летописи Ш. флота"). Стихотворения эти напоминают по духу песни скальдов. Король известен также своими речами, составившими особый сборник. Из них особенно выдается речь, сказанная им на конгрессе печати в Стокгольме в 1897 г.Ш. периодическая печать. Первая Ш. газета, существующая и до сих пор под названием "Post och Inrikes Tidning?r", основана в 1645 г.; с 1791 г. издание ее составляет привилегию Ш. академии. Для издания периодического органа требовалось прежде особое королевское разрешение, причем сам орган оставался подцензурным, как и все другие печатные издания. Закон 1812 г. о свободе печати входит в число четырех основных законов Швеции и заключает подробные правила относительно прав издательства и связанной с ними ответственности: виновные в нарушении этих правил подсудны суду присяжных (хотя это учреждение, вообще, чуждо Ш. судопроизводству). Право издавать печатный орган предоставляется каждому, кто "не был наказан по суду за преступление или объявлен не достойным вести речь за других", под условием заявления о том министерству юстиции. Органов Ш. периодической печати было в 1899 г. 754, из них 331 газета (43 издаются в Стокгольме, из них 12 ежедневных). Провинциальная пресса, которая до 1850 г. была представлена лишь одной газетой, имеет их теперь 40. Подписная цена Ш. газет всегда отличалась дешевизной. Некоторые газеты расходятся в числе 100000 экз. Подписка на журналы вообще довольно незначительна.Шведская наука. История литературы. Самостоятельное существование истории литературы, как отрасли науки, начинается в Швеции с появлением новоромантической школы. Новатором в данной области явился Л. Гаммершельд, автор теперь уже устаревшего труда "Svenska Vitterheter" (1818). Труд П. Аттербома "Svenska siare och skalder" (1841-1855), представляющий характеристики Ш. поэтов (в хронологическом порядке) в манере Сент-Бёва и отличающийся большой психологической верностью и тонким критическим чутьем, не утратил своего значения и до сих пор. Капитальное значение имеют труды Г. Люнггрэна: "О поэзии Бельмана", "История Ш. драмы до 1665 г." и подробная "История Ш. изящной литературы со смерти Густава III до середины XIX столетия". В новейшей истории литературы обнаруживается влияние Тэна и Брандеса; ее задача - показать, насколько в данном литературном произведении отразился дух народа, времени и авторской индивидуальности. Такого направления держатся преимущественно ученики К. Нюблома - Г. Шюк, К. Варбург и О. Левертин. Шюк выпустил, между прочим, 1-й том обширной "Истории Ш. литературы" и вместе с Варбургом составил сокращенную историю Ш. литературы до новейшего времени. Левертин известен характеристиками писателей эпохи Густава.Фольклор. Ш. фольклор пока еще малоразвит. Классический труд в этой области принадлежит г-ну Гильтэну-Каваллиусу (1818-1889): "V?rend och virdarn". Затем талантливыми Ш. фольклористами являются А. Рээф, Р.Дюбек. За последние годы богатые материалы по Ш. фольклору можно найти в журнале "De svenska Landsmaalen", изд. профессора И. Лунделлена, а также в изданиях "Nordiska musee".Шведская наука. История. Самое крупное имя в этой отрасли Ш. науки - имя Г. Гейера, одного из величайших шведских мыслителей и научных деятелей. Главный труд его, "Svenska Folkets historia" (до 1654 г.) - настоящий шедевр, как по тонкости критики, так и по силе изложения. Затем идут: А. Фриксель, известный своими "Ber?ttelser ur svenska historien" ("Рассказы из Ш. истории"), ставшими народным чтением; О. Рюдберг; К. Стюффе; Э. Гильтебрандт, редактор лучшего шведского исторического журнала "Historisk Tidsskrift"; Г. Форсель; Г. Гильтебрандт, К. Науман (в сотрудничестве с Э. Гильтебрандтом, написал "Den svenska statsf?rfattnings historia"); Г. Висельгрэн; Эллен Фриск; А. Гаммершёльд; О. Шёгрэн и Э. Свенсен.Археология обязана, главным образом, С. Нельсону и В. Гильтебрандту, которых можно считать основателями Ш. археологии. Г. Гильтебрандт и профессор О. Монтелиус много содействовали выработке системы и методов археологии; ими был введен так называемый типологический метод, получивший важное значение для этой науки.Ш. нумизматике положил начало Э. Бреннер, своим трудом "Thesaurus nummorum sueogothicorum". Из преемников Бреннера выдаются Б. Гильтебрандт и Шернстед. По богатству коллекций восточных монет Швеция занимает второе место после России (см. К. Торнберг, "Numi cufici regii numophylacii Holmiensis").История церкви. Лучшие труды в этой области принадлежат К. Корнелиусу ("Kristna Kyrkans historia") и Сунделину ("История сведенборгианства в Швеции"). По богословию вообще выдвинулись Н. Мелин и О. Мирберг, особенно потрудившиеся над истолкованием Библии. К оппозиции господствующему ортодоксальному направлению принадлежат В. Рюдберг и Фэр; философом-богословом в духе церкви явился П. Викнер. Из ныне живущих богословов выдаются епископ Биллинг и профессор Рудин.Философия. Отцом Ш. философской науки считается К. Бострэм (1797-1866), вообще самый оригинальный мыслитель Швеции. Риббинг, в "Platos Ideel?ra" и "Socratische Studien", засвидетельствовал близкое духовное сродство между национальной Ш., т. е. Бостремовской, философией и греческим идеализмом. Нюблеус изобразил судьбы Ш. философии с конца XVIII в. в прекрасном, не оконченном труде: "Den filosofiska forskningen i Sverige". Салин является продолжателем Бострэма. Викнер, в своем труде: "Egenskapen och n?rgr?nsande tankef?remol", стал удаляться от Бострэмовской философии и пошел еще дальше в следующих своих трудах.Идеалистическая философия, разработанная Бострэмом, оказала большое влшние на Ш. правоведение. В этой области выдвинулись К. Шлитер, И. Гольмбергсон, Ф. Шревелиус, П. Бергфальк, С. Оливекрона, И. Нордлинг, Г. Ридинг и О. Алин.Педагогика. Первым представителем Ш. педагогики явился епископ Л. Паулинус Готус (1665-1646), горячий поборник рационального воспитания молодежи. Другим выдающимся педагогом XVI в. был И. Рубеккиус. Уже в 1649 г. был издан закон, обязывавший учителей пройти полный курс по педагогике. В XVIII в. выдвинулись трудами по педагогике Э. Эклунд, И. Броваллиус и К. Броокман; последний (1783-1812) издавал первый педагогический журнал "Magazin f?r for?ldrar och l?rare" ("Магазин для родителей и учителей). В XIX в. выдающимися педагогами-писателями явились К. Агард, Э. Гейер, А. Фрюксель и П. Линг, основатель Ш. педагогической гимнастики. В области народного образования заметны труды Т. Руденшельда, П. Сильстрэма и Ф. Карлсона. Между поборницами женского образования выдвинулась Анна Сандстрэм (род. в 1854 г.), защитница наглядного метода, отводящая главное место в учебной программе естественным наукам и географии. Основателем шведского педагогического ручного труда - слойда - явился О. Саломон.Политическая экономия и социология. В первой половине XIX в. политическая экономии в Швеции развивалась под сильным влиянием учения Адама Смита. Первое место среди шведских политэкономов того времени занимает Г. Форсель. С 1881 г. стало заметно влияние немецкой исторической и социально-политической школы. И. Леффлер, А. Рафаэль, Г. Сундбэрг, С. Розенберг и др. издали совместно труд "Ekonomiska samh?llslifvet", отчасти основанный на немецких трудах, но принимающий в соображения и скандинавские условия. На средства, завещанные В. Лорэном, издана целая серия более или менее самостоятельных трудов по социальным вопросам: "Skrifter utgifvna af Loreoska stiftelsen" (I-XVII, 1890-99).Статистика. Старейшее статистическое учреждение в Швеции, да и в Европе - "Tabellkommissionen" (1756 г.); в 1858 г. оно преобразовано в "Statistika centralbyron", проявляющее кипучую деятельность. Каждые дес
Значение ШВЕДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И НАУКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ШВЕДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И НАУКА
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012