Значение СТРИНДБЕРГ ЮХАН АВГУСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

СТРИНДБЕРГ ЮХАН АВГУСТ

(Strindberg) Юхан Август (22.1.1849, Стокгольм, - 14.5.1912, там же), шведский писатель. Сын негоцианта (по происхождению аристократа) и служанки. В 1867-72 (с перерывами) учился в Уисальском университете. В кандидатской диссертации 'Хаконярл, или Идеализм и реализм' (1871), цикле 'Перспективы' (1872) и др. под влиянием Г. Брандеса С. выдвинул идею о необходимости для искусства следовать 'правде действительности'. Духом героических саг и шекспировских хроник проникнута историческая драма о Реформации в Швеции 'Местер Улуф' (1-я редакция 1872, сценическая редакция 1874, стихотворная редакция 1877). В романе 'Красная комната' (1879), содержащем универсальную критику буржуазного общества и ставшем классическим произведением швед. критического реализма, отразились социалистические симпатии автора. Повесть-памфлет 'Новое царство'(1882) - острая сатира на буржуазную цивилизацию.

В 1883-98 С., преследуемый реакционными кругами Швеции, скитался по Европе. В 'Рассказах о браке' (1884-86) он обличал основы буржуазного брака. В сборнике новелл 'Утопии в действительности' (1885) отразились идеи Ж. Ж. Руссо, А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье и особенно романа Н. Г. Чернышевского 'Что делать-'. В творчестве С. конца 80-х гг. заметно сильное влияние искусства натурализма и импрессионизма , хотя он полностью не принял их эстетику. В статье 'Натуралистическая драма', предпосланной пьесе 'Фрекен Юлия' (1888), С., выступив за театральную реформу, обосновал принципы философской драмы. Лучшие 'натуралистические' пьесы С. 'Отец' (1887), 'Фрекен Юлия', 'Товарищи' (1888) и 'Кредиторы' (1889) написаны в жанре социально-психологической драмы.

Отдав дань модернистским увлечениям, С. в то же время выступил с критикой буржуазной действительности, продолжал борьбу за реализм.

В романе 'Жители острова Хемсё' (1887) С. показал разрушение патриархального быта под напором буржуазной цивилизации. В автобиографическом романе 'Сын служанки' (1886-87) он воссоздал картину современной общественной и литературной жизни. В 1888 С. обратился к учению Ф. Нищие (роман 'Исповедь безумца', 1888), однако, героизируя учёных-индивидуалистов (повесть 'Чандала', 1889; роман 'На шхерах', 1890), С. в конечном счёте развенчивал 'сверхчеловеческое' как аморальное и преступное. Автобиографическим книгам 'Ад' (1897) и 'Легенды' (1898) присущи элементы мистицизма.

В конце 19 - начале 20 вв. им были созданы 'лирические', или 'камерные', драмы - трилогия 'Путь в Дамаск' (1898-1904), 'Пляска смерти' (1901), 'Игра грёз' (1902), 'Соната призраков' (1907). Мечта С. об экспериментальной сцене была реализована в 1907 открытием в Стокгольме Интимного театра (до 1910), где ставились его пьесы. Построенные на современном материале, они отразили остроту социальных отношений. Важное место в творчестве С. занимают исторические драмы, в которых он утверждал идеи народоправия: 'Густав Васа' (1899), 'Эрик XIV' (1899), 'Энгельбрект' (1901), 'Карл XII' (1901), 'Кристина' (1903). Проза 1900-х гг. пронизана страстным обличением социальных пороков, поисками общественных идеалов: романы 'Одинокий' (1903), 'Готические комнаты' (1904), 'Чёрные знамена' (1905). Его публицистика ('Открытые письма Интимному театру', 1909, 3-томная 'Синяя книга', 1907-08, 'Речи к шведской нации', 1910, и др.) характеризуется вниманием к современным событиям, к вопросам освободительного и рабочего движения.

В начале 20 в. С. наряду с Г. Ибсеном был 'властителем дум' европейской интеллигенции, в том числе русских писателей. Влияние творчества С., прошедшего в своём развитии основные этапы европейского искусства рубежа 19 и 20 вв. и ставшего, т. о., как бы символом современной литературы, сказалось в драматургии М. Метерлинка, Л. Пиранделло, эстетике и творчестве И. Бергмана, П. Лагерквиста, Ю. О'Нила, Ж. Ануя, Ж. П. Сартра. К сюжетам С. обращались Б. Брехт, Ф. Дюрренматт.

Соч.: Samlade skrifter, bd 1-55, Stockh., 1912-20; Brev, bd 1-12, Stockh., 1948-70; в рус. пер. - Полн. собр. соч., т. 1-12, М., 1908-11; {Статьи], в кн.: Хрестоматия по истории зап. театра на рубеже XIX-XX вв., М. - Л., 1939.

Лит.: Брандес Г., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 2, СПБ, [б. г.]; Луначарский А. В., Великомученик индивидуализма (А. Стриндберг), в его кн.: Мещанство и индивидуализм, М. - П., 1923; Блок А., [Статьи о Стриндберге], Собр. соч., т. 9, М. - Л., 1936; Горький М., Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 49, 468; т. 28, М., 1954 с. 77-79; т. 29, М., 1955, с. 245; Манн Т., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 10, М., 1961; История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970; Шарыпкин Д. М., Русская литература в скандинавских странах, Л., 1975; Berendsohn W., Strindbergs-problem, Stockh., 1946; Brandell G., Strindbergs infernokris, Stockh., 1950; Hagsten A., Den unge Strindberg, v. 1-2, Lund, 1951: Ollen G., Strindberg's dramatik, Stockh., 1961; Lamm M., August Strindberg, Stockh.. 1963; Karnell K. A., Strindbergsiexikon, Stockh., [1969].

В. П. Неустроев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.