Значение СОЛОМОН И КИТОВРАС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

СОЛОМОН И КИТОВРАС

повесть апокрифического характера, перешедшая к славянам из еврейской литературы при посредстве греческой. Личность С. вызвала у евреев ряд рассказов о его мудрости, о построении храма, составляющих как бы отдельные части одной поэмы. Эти рассказы: "Суды С.", "Сказание о Царице Южской", "С. и Китоврас". Китоврас (может быть, испорченное греческое ?????????) является враждебным С. представителем злой силы. Для пленения его придумана была следующая хитрость: бояре С. наполнили по дороге Китовраса два колодца вином и третий медом; Китоврас выпил все вино и мед, находившиеся в колодцах, и уснул. Тогда бояре заковали его в цепь, на которой было написано имя Божие. По дороге к С. пленник поражает своих спутников умом и даром предвидения. С. хотел узнать от него, как обделывать без шума камни при построении храма. Китоврас сообщил, что нужно похитить для этого камень шамир (шамир — исковерканное еврейское слово). Посредством хитрости, камень этот был похищен и был употребляем при постройке храма. Китоврас является мудрецом, нередко более замечательным, чем сам С., от которого он сумел уйти.Ср. А. Н. Веселовский, "Славянские сказания о С. и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине" (СПб., 1872); Я. Богородицкий, "Внебиблейский С." ("Правосл. Собеседник", 1884).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.