один из древних городов земли обетованной. Лежал в Самарии, на горе Ефремовой, в 18 часах от Иерусалима, в 16 от Назарета, в долине между горами Гаризим и Гевал, богато орошенной и изобиловавшей абрикосами, персиками, гранатами, сливами, розами и миртами. Когда Авраам в первый раз пришел сюда, города здесь еще не было, а упоминается только дубрава Море (Быт. XII, 6); но когда Иаков возвратился из Месопотамии, место это называется уже городом, собственно городом Сихема (Быт. XXXIII, 18—19). У Эммора, отца Сихема (см.), Иаков купил часть поля, раскинул на нем шатер свой и поставил жертвенник и призвал имя Господа Бога Израилева (Быт. XXXIII, 19—20). Это была единственная собственность у Иакова в земле обетования, как у Авраама — пещера Махпельская. Иаков, переходя с стадами своими, нередко бывал здесь (Быт. ХХХШ, 18; XXXIV, 2; XXXVII, 12). Поблизости, вероятно, был и колодезь Иаковлев, о котором упоминается в Новом Завете (Иоан. IV, 5—6). Сюда Иосиф послан был отцом к своим братьям и около этих мест продан был измаильтянам. Участок около С. Иаков перед смертью своею подарил Иосифу (Быт. XLVIII, 22), который здесь был похоронен (И. Нав. XXIV, 32; ср. Быт. L, 25). С. освящен был патриархами для служения Господу (Быт. XII, 7; XXXIII, 20; ср. I. Нав. XXIV, 25—26). По завоевании земли обетованной С. достался колену Ефремову, был в числе городов убежища и отдан был левитам (И. Нав. XX, 7; XXI, 21). В С. Иисус Навин возобновил завет с Богом и дал народу последние свои завещания (Нав. гл. XXIV). Во времена Судей Авимелех, сын Гедеона, завоевал С. и разрушил его до основания (Суд. IX, 1... 45—47), но вскоре С. снова был восстановлен. По разделении царства он сделался одним из главных городов царства Израильского (3 Цар. XII, 1, 25). После возвращения иудеев из плена С. с горою Гаризим был главным местом и как бы средоточием самарянского раскола. Иисус Христос во время земной жизни Своей проходил через город С. и здесь, на источнике Иаковлевом, имел беседу с женою самарянскою (Иоан. гл. IV). После разорения Палестины римлянами С. получил название Неаполиса (Flavia Neapolis), из которого у арабов образовалось впоследствии нынешнее его имя Наблус. На императорских медалях Гаризим с алтарем или храмом служит гербом С., или Неаполиса. Со времени распространения христианства в Самарии здесь основаны были христианские храмы, остатки которых доселе видны в Наблусе. В VI в. здесь было епископство. В настоящее время С., или Наблус, служит местопребыванием самарян (см.). Ср. прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. IV, СПб., 1884); архим. Никифор, "Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия" (вып. III, М., 1892).
Значение СИХЕМ, ГОРОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СИХЕМ, ГОРОД
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012