Значение слова САМАР’ЯНЕ в Библейском словаре

САМАР’ЯНЕ

— народ, образовавшийся из смешения колонистов, переселенных Саргоном в покоренную им Самарию (4Цар.17:24), с незначительными остатками местного израильского населения (2Пар.30:6,10,18; 2Пар.34:6,9; Иер.41:5). Вначале они ревностно чтили своих прежних богов, но затем, боясь «Бога той земли», пригласили к себе израильского священника (4Цар.17:25-28) и стали чтить Господа, поклоняясь одновременно и своим истуканам ( ст. 33,41). Когда возвратившиеся из плена иудеи начали работы по восстановлению храма, они сделали попытку присоединиться к ним, выдавая себя за своих (Езд.4:1-2), но, будучи, отвергнуты, сделались их врагами и в письме к царю персидскому назвались язычниками (Езд.4:9-10). Также они поступали и в дальнейшем: когда Александр Великий оказал покровительство иудеям, они потребовали для себя того же, а когда Антиох Епифан осквернил храм и пытался насадить язычество в Иудее, они приняли его сторону. Таким образом, в Самарии сложилось довольно обособленное общество, которое построило свой храм на горе Гаризим и имело свое Пятикнижие, в котором во Втор.27:4 вместо Гевал стояло Гаризим. По свидетельству Иосифа Флавия постройкой храма и обучением местных священников руководил Манассия, сын иудейского первосвященника Иоиады, которого прогнал от себя Неемия (Неем.13:28). Вражда между иудеями и самарянами усиливалась. В 130 г. до РХ иудеи, разрушив Самарию ( см. Самария ,а), разрушили до основания и храм, который больше не был восстановлен. Интересно отметить, что в Наблусе (бывший Сихем) до сих пор существует небольшая группа верующих, считающих себя потомками самарян и сохраняющая свое Пятикнижие, которое было переписано, как они утверждают, Авишуем, сыном Финееса. Во времена земной жизни Спасителя иудеи никогда не рисковали ходить из Галилеи в Иерусалим через Самарию, опасаясь кровавых стычек с самарянами, а ходили в обход, за Иорданом. Они не поддерживали с самарянами никаких отношений (Иоан.4:9) и назвать иудея самарянином считалось жесточайшим оскорблением (Иоан.8:48). Господь при Своей земной жизни не посылал Своих учеников в Самарию (Мат.10:5), но после вознесения Он сделал их Своими свидетелями по всей земле, в том числе и в Самарии (Деян.1:8). И Священное Писание говорит нам, как много плода принес там Дух Святой (Деян.8:1,5-8,14-17,25; Деян.9:31; Деян.15:3), о чем пророчествовал еще пророк Иезекииль (Иез.16:55).

Библейский словарь.