(умер в 1665 г.) — келарь Троице-Сергиевой Лавры, один из видных писателей XVII в. Около 1640 г. он принялся за собирание и списывание рукописей, число которых было довольно значительно; затем по поручению царя Алексея Михайловича подготовил к печати "Житие преподобного Сергия", составленное Епифанием и дополненное Пахомием, подновив его слог и прибавив несколько рассказов о чудесах, совершенных в XV—XVII вв. "Житие" было напечатано в 1647 г., но печатники поместили в нем далеко не все дополнения С. Азарьина. В 1653 г. он восстановил первоначальный вид своего "сказания о чудесах" и прибавил к нему обширное "предисловие", в котором изложил свои мысли о значении Сергиевой обители и сделал несколько любопытных замечаний относительно истории "Жития" ее основателя. "Предисловие" напечатано во "Временнике Московского общества истории и др. росс." (кн. X, 1851 г.), "Сказание", или "Книга о чудесах преп. Сергия" — в 1888 г., в "Памятниках древней письменности и искусства", № 70. Здесь же напечатаны его "Повесть о разорении московского государства и всея Российския земли" и "канон" митрополитам Петру, Алексию и Ионне. Около 1653 г. С. составил "Житие" архимандрита Дионисия и канон ему. Как биограф, он стоит значительно выше современных ему писателей; весьма начитанный, он критически относился к источникам, помещал в приложениях некоторые документы; его изложение отличается правильностью и ясностью, хотя и не свободно от тогдашней витиеватости. См. В. О. Ключевский, "Древнерусские жития святых, как исторический источник" (М., 1871).В. Р—в.
Значение СИМОН АЗАРЬИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СИМОН АЗАРЬИН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012