Значение СВОБОДНЫЕ ЦЕРКВИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

СВОБОДНЫЕ ЦЕРКВИ

название это усвоили себе в Зап. Европе некоторые религиозные организации, отделившиеся от государственной церкви, существующие на собственные средства и установившие у себя собственный строй, соответственно их религиозным воззрениям. С. церкви основываются, большей частью вследствие признания официальной церковности недостаточно ортодоксальной. Таковы С. церкви, основанные правоверными лютеранами в Пруссии, Саксонии, Гессене, Ганновере, Швеции. Еще чаще такое движение проявлялось среди реформатов. Строго кальвинистская "христианская реформатская церковь", возникшая в 1834 г. в Голландии, насчитывает свыше 140000 последователей. В Шотландии С. церковь (Free Church of Scotland) отделилась от государственной в 1843 г. (см. Шотландская церковь). Около того же времени основаны были пиетистские С. церкви в Швейцарии — в Женеве (см. Momiers), Берне, Невшателе, Ваадте. Во Франции в 1848 г. руководители протест. правоверия, граф Гаспарэн и Моно, основали С. церковь (Eglise libre) по образцу шотландской. В лице Прессансэ и Рожера Голлара эта церковь нашла даровитых проповедников, а в лице Ваддингтона — выдающегося деятеля на поприще науки и политики. Явление совершенно другого рода представляет собой С. церковь итальянских протестантов (Chiesa libera). Когда вальденсы в 1848 г. добились в Пьемонте веротерпимости, некоторые из них, с адвокатом Маццарелла во главе, образовали общину, которая, отделившись от вальденсов в 1855 г., послужила ядром для специально итальянской формы протестантизма. Под влиянием Александра Гавацци (см.), она на общих собраниях в Милане (1870) и Флоренции (1871) выработала свою символическую книгу и свою конституцию (Unione delle Chiese libere in Italia). Впоследствии часть этой общины примкнула к учению дарбистов (см.) и образовала особую Chiesa cristiana libera, тогда как Unione delle Chiese libere in Italia склоняется к обратному слиянию с вальденсами. Ср. Borgia, "Cenni storici sull' origine ed i progressi della Chiesa cristiana libera in Italia" (Флор., 1880); Angelico, "Die Freie christliche Kirche in Italien" (Рим, 1886). Наконец, явления третьего рода представляют собой свободные общины (см.) в Германии, с которыми отчасти сходна Free religious Association в Америке, выделившаяся из среды американских унитарианцев в 1867 г. под влиянием М. Ф. Аббата, и общины свободноцерковников (см.) в Финляндии.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.