Значение САТИРЫ, ДУХИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

САТИРЫ, ДУХИ

(???????) — в греческой мифологии лесные и горные духи, олицетворявшие элементарную грубую силу природы, что выражается в звериных атрибутах их внешнего облика. По Гесиоду, они имеют общее происхождение с горными нимфами и куретами и характеризуются поэтом как ничтожная и ни к чему не способная порода. Глупые, плутоватые, склонные к проказам, падкие до вина и женщин, резвые и трусливые, они совмещают в себе свойства стихийных демонических сил и козлиной натуры, на что указывает самое имя ??????? (= дор. ??????? — козел). Они отличаются сильно развитыми членами, имеют тупой нос, остроконечные козлиные уши, всклокоченную и щетинистую шерсть и сзади небольшой хвост. Они живут в лесах и горах, проводя время в охоте, плясках и занятиях музыкой; порой они вспугивают и разгоняют стада, или подкарауливают нимф, или участвуют в Дионисовых странствиях, прыгают, пьют и совершают разные глупые выходки. Их пляска, называвшаяся сикиннис, состояла из ритмического ряда прыжков, вследствие чего и сами они назывались ???????, т. е. прыгунами. Музыка С. была сельская, пастушеская; инструментами служили сиринга, флейта, цимбалы, кастаньеты и волынка. К людям С. были часто враждебны, преследовали женщин, являлись в образе домовых и т. п. В свите Диониса С. были непременными участниками оргий и спутниками бога, а потому самыми живыми и типичными представителями Дионисова культа. Вообще козел был животным, посвященным Дионису (тотемом бога), вследствие чего хор исполнителей Дионисовых дифирамбов состоял из С. В связи с этим некоторые (акад. Веселовский, "Три главы из исторической поэтики", СПб., 1899) склонны видеть в С., выступавших на Дионисовых празднествах в качестве исполнителей обрядового действа, — ряженых, костюм которых заимствован у тотема чествуемого бога. Напротив, Виламовиц-Меллендорф ("Heracles", I, 1889, стр. 81 слл.) признает С. духами Пелопоннесских гор и отрицает исконную связь их с так назыв. сатирическими хорами, полагая, что первоначально аттическими спутниками Диониса были конеобразные Силены (действительно, на вазах VI и V в. обыкновенным является тип С. с лошадиным хвостом), на которых в VI в. были перенесены атрибуты пелопоннесских С. Участвуя в хорах на Дионисовых празднествах, С. положили начало развитию греческой трагедии и, в частности, сатирической драмы (см.). Древнее искусство изображало С. старыми, бородатыми существами отвратительной наружности, с обликом диких обезьян или леших. Со временем, однако, создался новый художественный канон С.: младшие аттические художники стали изображать их в виде нежных юношей, занятых на лоне природы различными забавами, собиранием винограда, приготовлением вина, музыкальными упражнениями или участвующих в оргиях Диониса в обществе менад. Кроме С., в произведениях искусства встречаются также жены и дети С. Старший из С. назывался Силеном (см.).Литература: M?ller-Wieseler, "Denkm?ler der alten Kunst" (II, Геттинген, 1854—81); Jahn, "Berichte der S?ch. Gesellsch. d. Wissensch." (1846); его же, "Die Satyrn und das Satyrdrama" ("Philologus", XXVII, 1—27); Heydemann, "Humoristische Vasenbilder aus Unteritalien" (Winkelman's "Programm", Б., 1870); его же, "Satyr- und Bakchennamen" (т. же, Галле, 1880); Wieseler, "De Pane et Paniscis atque Satyris cornutis in operibus artium Graecarum Bomanarumque repraesentatus" (1875); Furtw?ngler, "Der Satyr auf Pergamon" ("Winkelmannsprogramm". Берл., 1880); Preller-Robert, "Griechische Mythologie" (I, Б., 1894).Н. О.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.