Значение слова ЮВЕНАЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ЮВЕНАЛ

Ювенал (Децим Юний Juvenalis) - римский сатирический поэт. Родился вг. Аквине (в юго-вост. части Лация) в первые годы правления Нерона(около 55 - 56 г. по Р. Хр.). Судя по литературной деятельности Ю.,можно предполагать, что он получил весьма тщательное образование, а это,в свою очередь, позволяет заключать о достаточности его семьи. Последнеенаходит себе подтверждение в древней биографии поэта, по словам которойЮ. был сыном или воспитанником богатого вольноотпущенника. Он долго ("досредины жизни", т. е. до 40 - 50 лет) упражнялся практически вкрасноречии, но не по нужде, а для собственного удовольствия; былнекоторое время военным трибуном, имел у себя на родине сан главногожреца обоготворенного императора Веспасиана, а также занимал виднуюдолжность в местном городском самоуправлении. По весьма спутанным исбивчивым известиям древнего жизнеописания поэта, можно предполагать,что он впал в немилость у одного из императоров и подвергся дажеизгнанию, или, вернее, нежелательному для него удалению из пределовИталии на какой-нибудь пограничный пост. Свои сатиры Ю. начал писать илипубликовать только при имп. Траяне, после 100 г. по Р. Хр. 16 сатирпоэта разделяются на 5 книг (1 - 5; 6; 7 - 9; 10 - 12; 13 - 16).Хронология выхода в свет каждой книги довольно запутана; приблизительноее можно определить так: I книга вышла между 100 - 115 гг., II между 116- 117 гг., III между 118 - 120 гг., IV между 121 - 127 гг., V после 128г. и во всяком случае до 131 - 32 гг. На эту последнюю дату приходитсявероятно и смерть Ю. По своему достоинству сатиры Ю. резко разделяютсяна две группы, из которых вторая, начиная примерно с 10-й сатиры, стоит,в целом, гораздо ниже первой. Вот что говорит по этому поводу один излучших знатоков Ю., Отто Ян: "Первые сатиры написаны при самых живыхвпечатлениях от пережитой эпохи ужасов, полны ожесточенных и резкихнападок против выдающихся и первенствующих лиц и дают яркую картинуближайшего прошлого. В последних сатирах этот огонь угасает все больше ибольше. Ярко вспыхнувшая ярость дает место ворчливому благодушию; живоеотношение к вещам и лицам отступает пред общими местами; все более иболее проявляется склонность к известным философским положениям,морализированию и вообще к широкому, расплывчатому изложению; мощнобьющий, даже пенящийся и бушующий горный ручей превращается в широкую ивсе спокойнее текущую реку". Эта резкая разница в достоинстве сатир далаповод одному из германских ученых, О. Риббеку , объявить, в наделавшей всвое время большого шуму книге: "Der echte undunechte J. " (Лпц., 1859)чуть не половину сатир Ю. произведениями позднейшего декламатора.Несмотря на в высшей степени остроумную аргументацию Риббека, егогипотеза в настоящее время совершенно оставлена. В первой сатире Ю.обосновывает свое выступление в качестве обличителя пороков современногоему общества и излагает свой образ мыслей по поводу этих пороков: этасатира является как бы программой для всех других. Поэт недоволенгосподствующим в его время в литературе пристрастием к скучным ихолодным мифологическим сюжетам и обращает внимание читателей напредставляющую богатый материал для наблюдений картину римскогообщества, очерчивая беглыми, но меткими штрихами разного рода уродливыетипы, как напр. мужчины, выходящего замуж подобно женщине,грабителянаместника, супруга - сводника собственной жены и т. д. Во 2-йсатире выставлены развратные лицемеры (qui Curios simunlant etBacchanalia vivunt). Как жилось среди подобных развращенных иизвращенных личностей и как вообще дышалось в тогдашнем Риме, показывает3 сатира, принадлежащая к числу самых удачных по своей живой обрисовкекрайне тягостных условий существования в столице для бедного и честногочеловека (этой сатире подражал, между прочим, Буало в сатирах I и VI). В4-й сатире с злой иронией изображено заседание государственного советаво время Домициана, где обсуждается вопрос, как поступить с огромнойрыбой, поднесенной рыбаком в дар императору. В 5-й сатире поэт в яркихкрасках рисует те унижения, которым подвергается бедняк-клиент на пиру убогача-патрона. Ю. хочет пробудить в паразите чувство стыда и гордости идля этого в самых резких контрастах противопоставляет то, что имеет застолом сам богач, и что велит он подавать бедному прихлебателю. Из 6-йсатиры можно заключить, что Ю. был страстным ненавистником женщин иврагом брака и основательно изучил слабости и пороки современных емудам. Эта сатира, самая большая по объему (661 ст.), есть один изнаиболее жестких плодов гения поэта, как по своему крайне суровому тону,так и по наготе изображения. 7-я сатира посвящена уяснению бедственногоположения лиц, живущих умственным трудом: писателей, адвокатов,учителей. В 8-й сатире разбирается вопрос, в чем состоит истинноеблагородство, поэт доказывает здесь, что одно знатное происхождение безличных нравственных качеств еще ничего не значит, и что лучше иметьотцом Ферсита и походить на Ахилла, чем быть сыном Ахилла и походить наФерсита (этой сатире подражал Кантемир). В 9-й сатире содержатсяиронически наивные жалобы мужчины, промышляющего педерастией, на то, кактрудно зарабатывать себе хлеб этим занятием. Тема 10-й сатиры -близорукость всех человеческих желаний; людям собственно нужно одно,чтобы был здравый ум в здравом теле (знаменитое orandum est, ut sit menssana in corpore sano). В 11-й сатире Ю. приглашает в праздник Мегалезийна обед своего друга Понтика и распространяется по этому поводу опростоте старинных нравов и о современной поэту расточительности. В 12-йсатире (самой слабой) Ю. преследует весьма распространенный в Риме тоговремени тип искателей наследства (heredipeta). В 13 сатире поэт, утешаядруга своего Кальвина, лишившегося значительной суммы денег, изображаетте угрызения совести, которыми должно терзаться обманувшее Кальвиналицо. 14-я сатира состоит из двух слабо соединенных между собою частей:1) об огромном влиянии на детей образа жизни их родителей и 2) обалчности, как одном из главнейших пороков. В 15-й сатире, по поводуслучая каннибальства в Египте, Ю. распространяется об извращенноститамошних религиозных верований. Наконец, последняя, 16-я сатирапредставляет собою отрывок в 60 стихов, в котором говорится о мнимомпревосходстве военного сословия над другими. Незаконченность этой сатирыслужит верным доказательством того, что произведения Ю. не подвергалисьпереработке после его смерти. Для общей характеристики Ю. особенно важнаего первая сатира. Поэт неоднократно повторяет, что при виде сильнойразвращенности своего времени он не может не писать сатиры, и что еслиприрода отказала ему в поэтическом гении, то стихи будет ему диктоватьнегодование (знаменитое si natura negat, facit indignatio versum). И вконце этой плана жизнь. Он искренно стремился помочь своим согражданам,и если иногда преувеличивал их пороки, то только радея об их пользе. Одругой положительной стороне поэзии Ю. один из наших ученых гр. А. В.Олсуфьев) отзывается так: "в сатирах Ю. этого реалиста древнего мира,как в фотографической камере отпечатлелась вся окружавшая его римскаяжизнь, изображенная им в целом ряде законченных до мельчайшихподробностей бытовых картин, прямо с натуры схваченных портретов,психологических, тонко разработанных очерков отдельных типов ихарактеров, реалистически верных снимков со всей окружающей его среды,от дворца кесаря до лачуги в Субуре, от уборной знатной матроны до клетив люпанаре, от пышной приемной чванливого адвоката до дымной школыбедняка грамматика; Ю. собрал все это разнообразие силою своего талантав одно художественное целое, в котором, как в зеркале, отражается весьдревний мир, насколько он был виден поэту". Ю. важен для изучениячастного, семейного, внутреннего быта древних, о котором до нас дошли,вообще, самые скудные сведения. Его сатиры ревностно читались не тольков древности, но и в средние века, когда нравился его возвышенный ивдохновенный тон; многие называли его тогда ethicus, а один поэт писал,что Ювеналу верят более, чем пророкам (magis credunt Juvenali, quamdoctrinae prophetali). Существует масса древних толкований к поэту (такназыв. схолий), начиная от IV-го столетия и кончая поздними временамисредневековья. Главная рукопись Ю. - IX в. - хранится в библиотекемедицинской школы в Монпелье, почему называется Montepessulanus, а такжечаще, Pithoeanrus, по имени одного из прежних владельцев ее, Пьера Питу.Лучшие издания - Бюхслера (Берл., 1893) и Фридлэндера (Лпц., 1895);много объяснительного материала дают также английские труды Mayor'а(1883 и 1886 гг.) и Lowis'a (с прозаич. переводом, 1882). Русскиепереводы: Фета (М., 1885; ср. книгу гр. А. В. Олсуфьева: "Ювенал впереводе Фета", СПб., 1886) и Адольфа (М., 1887); 3, 7 и 8 сатирыпереведены прозой Н. М. Благовещенским (в "Журн. Мин. Нар. Просв. ",1884, кн. 4; 1885, кн. 1; 1886, кн. 2). Издание трех первых сатир, скомментариями, Д. И. Нагуевского (Казань, 1882; ср. его же книгу"Римская сатира и 10. ", Митава, 1879).. 4. М - н.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.