в египетской религии и мифологии многочисленные духи и демоны, приносящие вред человеку считались либо «посланниками Сехмет», либо обитателями загробного мира. Среди слуг грозной львиноголовой богини в ее яростной ипостаси были самые различные духи и существа, а помимо них — неумиротворенные души умерших, злобные призраки и даже сомнамбулы. Эти существа были особенно опасны для людей в конце года и изгонялись при помощи доброжелательных демонов, служащих Осирису и его спутникам. Их обиталища находились на краю сотворенного мира, откуда эти силы хаоса иногда наведывались в мир живых и мир загробный.
— Демоны и духи мира загробного порой кажутся еще более ужасными. На иллюстрациях к текстам о загробном мире, сохранившихся на стенах гробниц фараонов в Долине царей, особенно в усыпальницах Рамсеса VI (KV9, 1143-1136 гг. до н. э.) и Рамсеса IX (KV6, 1126-1198 гг. до н. э.), изображены мириады обитателей иных миров и пространств, которые могли быть как милостивыми, так и враждебными по отношению к живым и мертвым. В своем путешествии по иным пространствам, солнечное божество проходило через двенадцать подземных пещер, внутри каждой из которых находился свой собственный мир с пустынями, огненными озерами, реками и островами. Эти пещеры были населены самыми невероятными существами; некоторые из них изображались с головами животных, птиц, рептилий и насекомых, некоторые — многоголовыми, некоторые — с лицами, повернутыми назад, некоторые с раскаленными ножами и факелами пламени вместо ликов. Их имена содержат яркие характеристики их сущности: «Кровопийца, приходящий из бойни», «Повернутый назад ликом, приходящий из бездны» или «Поедающий экскременты позади себя». Несмотря на то, что все эти существа носят явно демонический характер, ни в коем случае нельзя соотносить области египетского загробного мира и их обитателей с описаниями христианского ада, так как все сущности из египетских запредельных реалий, какими бы ужасными они не казались, практически никогда не служат злым силам, и, наоборот, подчиняясь богам, способствуют поддержанию Маат, наказывая грешные души.
— Великий змей Апоп, символ хаоса, разрушения и зла, повелитель всех самых ужасных демонов, представляет главную опасность для солнечной ладьи в Дуате. Длина тела его — 450 локтей, а оглушительное шипение способно наводить ужас даже на богов. Один из его эпитетов — «сотрясающий землю» свидетельствует о том, что именно в Апопе египтяне видели источник землетрясений. Солнечному божеству и его свите приходится биться с Апопом на воде, а после того, как он выпивает воды Нуна, и на суше. Только при помощи магии и при поддержке всех богов свиты Ра, Ладья миллионов лет продолжает свой путь, а поверженный змей хаоса, разрезанный на части, опускается в глубины преисподней. Многие другие демоны. Например демон темноты Небедж, также представали в облике змей.
— На своем долгом пути Солнце проходит через самую далекую область иного мира — Хетемит. Здесь, в «Месте уничтожения» все погружено в бесконечный и неизменный мрак; только символические «руки» этого пространства свидетельствуют о том, что оно распростерло свое могущество вплоть до видимых частей Дуата. В Хетемит предаются бесконечной казни злобные и разрушительные силы, враги богов и мира. Их головы отрублены, их сердца отделены от их тел, их тела сожжены, их души ба уничтожены, их тени разрушены, а их имена преданы небытию. Иллюстрации к Книге врат показывают гигантского змея, изрыгающего пламя, который душит их, предварительно связанных; ужасные духи с ножами в руках разрезают их на части и бросают их в огненные озера, где они вечно горят в неугасимом пламени. В Книге пещер демонические существа «с ликом ужасным, которые не боятся ни богов ни богинь», вооруженные огненными ножами или змеями, опять же изрыгающими пламя, разжигают угли под котлами, в которых плавают проклятые сущности или их разрозненные части. Это пространство, куда не проникает ни единый луч света, ни божественное «дыхание жизни», является тем состоянием, в которое погрузится мир в конце времен, символом которого в иероглифике является черный диск — «небытие».
— Из текста Книги мертвых и сопровождающих его виньеток хорошо известна демоница Амемит — «Пожирательница» отягощенных грехами сердец, восседающая в облике фантастического существа с частями тела льва, гиппопотама и крокодила под великими весами, стоящими перед Осирисом.
— Тексты II тыс. до н. э. называют воду средой, более всего населенной духами. В «Сказке об обреченном царевиче», сыну фараона приходится сражаться в битве крокодила и духа воды в глубине озера; многие охранительные тексты I тыс. до н. э. должны были защитить человека от потусторонних сущностей, обитающих у берегов рек, каналов, озер и колодцев. Эти тексты содержат бесконечные перечни духов и демонов, при столкновении с которыми человек нуждался в магической защите.
— Духи хранители дома, семьи и домашнего очага — Бес и Аха также примыкали к сонму духов и демонов, оберегая человека, его жизнь, его сны и его судьбу от яростных и злобных существ мира земного и мира запредельного.
— Древнеегипетские представления о духах и демонах оказали значительное влияние на формирование арабского фольклора, посвященного существующей в подземных пещерах расе джиннов и ифритов, повелевающих реками, каналами и прудами, под поверхностью которых находился вход в иной мир.
Библиография
У. Бадж «Египетская религия. Египетская магия». — М., 1996.
Я. Липинская, М. Марциняк «Мифология Древнего Египта». — М., 1983.
М. Э. Матье «Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. — М., 1996.
В. В. Солкин «Египет. Вселенная фараонов». — М., 2001.
F. Lexa «La magie dans l’Egypte antique». Vol. I-III. — Paris, 1925.
D. Meeks «G_nies, anges et d_mons en Egypte». // G_nies, anges et d_mons, Sources orientales, VIII. — Paris, 1971.
G. Pinch «Magic in Ancient Egypt», — London, 1994.
ВНИМАНИЕ: Эта статья не может быть использована без ссылки на автора, так как составляет часть готовящейся к изданию работы «Древний Египет. Энциклопедия».
© В. В. Солкин