царь ассирийский (722—705), узурпатор, возводивший себя к древнему Саргону и объяснявший свое имя как "Шарру-кену" — "царь законный". Иногда называется Шаррукин-арку — С. позднейший. Для истории его царствования дают богатый материал надписи и изображения, найденные в его дворце в Хорсабаде (см.). Летописи обнимают только первые 15 лет. С. застал Ассирию в затруднительном положении, окруженной со всех сторон враждебными коалициями. Первым его делом было взятие осажденной еще его предшествеником Самарии, разрушение Израильского царства и переселение из него 27 тыс. знатных семейств. Оставшиеся жители приняли в 720 г. участие в большом восстании, центром которого оказался Илубиди, царь Гамата; оно началось не без ведома Египта, и к нему пристали Дамаск, Арпад и Симирра. После битвы при Каркаре С. взял Гамат, казнил Илубиди, совершил массу жестокостей, а затем при Рафии, к Ю от Газы, разбил филистимлян и египтян, пришедших с царьком Сиве. Сам фараон Шабака, напуганный успехами С., прислал ему дары. Так же поступили арабские князья и даже Итамари, царь савеев в Йемене, подаривший ему золото, коней и верблюдов. Усмирив семитический запад, С. занялся севером, где ванский царь Руса I, от которого сохранились надписи, был центром коалиции, охватившей народы от Киликии до Каспийского моря. Войны С. продолжались здесь 10 лет. После победы его над Русой мы встречаем попытку его преемника Русы, Аргишти II, начать в союзе с Коммагеной новую войну. Но и на этот раз счастье было на стороне С, и могущество ванского царства было сломано. Теперь С. мог обратить внимание на вавилонские дела, где уже 12 лет хозяйничали халдеи под управлением Меродах-Баладана. Меродах-Баладан заключил союз с арамеями и Эламом, строил каналы, крепости, увеличивал войско. Все это требовало денег и налогов; народ роптал и на предпочтение, оказываемое иностранцам и халдеям. Меродах стал непопулярен, и народ встретил С. как избавителя (710). Он короновался в храме Набу и Мардука, чем еще более привлек к себе жрецов и население. Меродах-Баладан бежал и на время исчез с горизонта. Слава о могуществе С. распространилась повсюду: к нему явились на поклон послы с о-ва Дильмуна в Персидском заливе и с Кипра, где найдена статуя С. (находящаяся теперь в Берлинском музее). Весь древний Восток, не исключая Египта, признал гегемонию Ассирии. Личность С., по-видимому, годилась для роли устроителя универсальной монархии. Он не только повествует о войнах и опустошениях, но любит говорить о заселении пустых мест, о проведении каналов, о мерах против дороговизны, таксах и т. д. Для сплочения огромной разноплеменной монархии он стал заменять вассальные отношения покоренных стран полным их подчинением путем превращения в провинции, а также перетасовывать этнографический состав государства массовыми переселениями. Надписи С. изданы Winckler'ом: "Die Keilnischrifttexte Sargons" (2 тома; в I т. — историческое введение; перев. в "Keilnischr. Bibliothek", II, 34—81). См. M. В. Никольский, "С., царь ассирийский" ("Русский вестник", т. CLIV). О памятниках С. из Хорсабада, находящихся в Эрмитаже, см. В. С. Голенищева, "Описание ассирийских памятников" (СПб., 1897).Б. Тураев.
Значение САРГОН II в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое САРГОН II
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012