Значение слова САРГОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

САРГОН

I - (Шаррукин = [бог] поставил [его] царем) - древнейший царь города Агане в Вавилонии, около 2800 до Р. Хр., как это явствует из надписи Набонида о реставрации храма в Сиппаре. Полное имя, кажется - Шаргани Шар-али; вторая половина, вероятно, имя бога. Кроме современных ему цилиндров и маленьких надписей на камнях и кирпичах, до нас дошли еще тексты в позднейшей ассирийской переработке, для библиотеки Ассурбанипала. Один из них рассказывает от лица С. легенду о его жизни. Он был не из царского рода, даже не знал отца; мать пустила его в корзинке по течению реки; его воспитал нашедший его жрец; наконец, он сделался "царем черноголовых" (т. е. семитов) и царствовал 44 года, любимый богиней Истар. Эта легенда напоминает подобные рассказы об основателях городов или царств (Ромуле, Кире) и даже историю Моисея. Далее С. повествует о своих походах и завоеваниях на берегах Персидского залива. Другой текст, астрологического характера, говорит о его походах в Эламе и на запад - в Финикию, Палестину и даже на Кипр, о восстаниях против него и т. п. на Нипре был найден его цилиндр; подлинность его подлежит сомнению, да и вообще существует предположение, что история его завоеваний произошла в позднейшее время, при С. II, желавшем видеть в ней прототип своего царствования. Тексты изданы, с переводом, в "Keilinschriftliche Bibliothek" (III, 1, 100-107).

Саргон II - царь ассирийский (722 - 705), узурпатор, возводивший себя к древнему Саргону и объяснявший свое имя как "Шарру-кену - "царь законный". Иногда называется Шаррукин-арку - С. позднейший. Для истории его царствования дают богатый материал надписи и изображения, найденные в его дворце в Хорсабаде. Летописи обнимают только первые 15 лет. С. застал Ассирию в затруднительном положении, окруженною со всех сторон враждебными коалициями. Первым его делом было взятие осажденной еще его предшественником Самарии, разрушение Израильского царства и переселение из него 27 тыс. знатных семейств. Оставшиеся жители приняли, в 720 г., участие в большом восстании, центром которого оказался Илубиди, царь Гамата; оно началось не без ведома Египта и к нему пристали Дамаск, Арпад и Симирра. После битвы при Каркаре С. взял Гамат, казнил Илубиди, совершил массу жестокостей, а за тем при Рафии, к Ю от Газы, разбил филистимлян и египтян, пришедших с царьком Сиве. Сам фараон Шабака, напуганный успехами С., прислал ему дары. Также поступили арабские князья и даже Итамари, царь савеев в Йемене, подаривший ему золото, коней и верблюдов. Усмирив семитический запад, С. занялся севером, где ванский царь Руса I, от которого сохранились надписи, был центром коалиции, охватившей народы от Киликии до Каспийского моря. Войны С. продолжались здесь 10 лет. После победы его над Русой мы встречаем попытку его преемника Русы, Аргишти II, начать в союзе с Коммагеной новую войну. Но и на этот раз счастье было на стороне С и могущество ванского царства было сломано. Теперь С. мог обратить внимание на вавилонские дела, где уже 12 лет хозяйничали халдеи, под правлением Меродах-Баладана. Меродах-Баладан заключил союз с арамеями и Эламом, строил каналы, крепости, увеличивал войско. Все это требовало денег и налогов; народ роптал и на предпочтение, оказываемое иностранцам и халдеям. Меродах стал непопулярен, и народ встретил С. как избавителя (710). Он короновался в храме Набу и Мардука, чем еще более привлек к себе жрецов и население. Меродах Баладан бежал и на время исчез с горизонта. Слава о могуществе С. распространилась повсюду: к нему явились на поклон послы с о-ва Дильмуна в Персидском заливе и с Кипра, где найдена статуя С. (находящаяся теперь в берлинском музее). Весь древний Восток, не исключая Египта, признал гегемонию Ассирии. Личность С., по-видимому, годилась для роли устроителя универсальной монархии. Он не только повествует о войнах и опустошениях, но любит говорить о заселении пустых мест, о проведении каналов, о мерах против дороговизны, таксах и т. д. Для сплочения огромной разноплеменной монархии он стал заменять вассальные отношения покоренных стран полным их подчинением, путем превращения в провинции, а также перетасовывать этнографический состав государства массовыми переселениями. Надписи С. изданы Winckler'ом: "Die Keilnischrifttexte Sargons" (2 тома; в I т - историческое введение; перев. в "Keilnischr. Bibliothek", II, 34 - 81). См. М. В. Никольский, "С., царь ассирийский" ("Русский Вестник", т. CLIV). О памятниках С. из Хорсабада, находящихся в Эрмитаже, см. В. С. Голенищева, "Описание ассирийских памятников" (СПб., 1897).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.