? западная часть Ирана, к востоку от Загра и к северу от Сузианы. До Каспийского моря М. не достигала, будучи отделена от него племенами кадусеев, амардов и др. Страна делилась на собственную или Великую М. (теперь Иракаджеми) и Атропатену (Адербейджан). Жители, арийцы, распадались, по Геродоту, на 6 племен. Страна гориста и холодна, но богата плодородными долинами; славилась лошадьми, солью и смарагдами. Главная река Амард (Сефид-руд). Источники сведений о М. ? летописи ассирийских и надписи вавилонских царей (Набонида), Библия и классики, особенно Геродот, Берос, Страбон и Ктесия. Если исключить основанное на недоразумении известие Бероса о покорении Мидией Вавилона в III тысячелетии до Р. Х. и основании там Мидийской династии, то первые достоверные известия о Мидии относятся к IX в. до Р. Х. Ассирийский царь Рамманнирари III упоминает в своих надписях, в числе покоренных народов, Мадаи. Полудикие горцы и номады впервые пришли тогда в соприкосновение с культурным миром; царствование Рамманнирари и его матери (?), вавилонской царевны Саммурамат, навсегда оставило следы в их воспоминаниях; оно было окружено ореолом чудесных легенд, и Саммурамат превратилась в основательницу царства и культуры Семирамиду, рассказы о которой Ктесия, очевидно, заимствовал из мидийских источников. Тиглатпалассар III (745?727) говорит о получении им дани с мидийских князей "до горы Бикни" (вероятно ? Демавенда), восточного предела его царства. Затем из 4-й книги Царств (17, 6) мы узнаем, что в горах М. были поселены Салманассаром израильские пленники. Чтобы удерживать М. в повиновении, Саргон (722?704) выстроил крепость Карг-Саргон. Но ассирийским царям было вообще трудно справляться с М. "Отдаленные" ? постоянный эпитет мидян в ассирийских летописях, несмотря на то что они жили почти рядом с Ассирией и были гораздо ближе Палестины и Египта; это объясняется недоступностью горной страны. Храбрость жителей стяжала им эпитет "могучие"; вообще ассирийцы, кажется, видели в них опасного соперника. Уже Саргону пришлось не раз усмирять восстания в М.; походы туда продолжались и при Синахерибе и Ассаргаддоне. При последнем ассирийское владычество сделало, кажется, новые успехи; к нему являлись мидийские князья и просили его защиты против враждебных единоплеменников; это дало повод к вмешательству Ассирии во внутренние дела М. Ассурбанипал в начале царствования упоминает о подавлении восстания мидийских вождей, но во время всеобщего восстания и войны с Шамашшумукином М. удалось, кажется, освободиться; по крайней мере, о ней больше не слышно в ассирийских источниках. История самостоятельного мидийского государства изложена у Геродота, по-видимому, довольно близко к истине. Объединение разрозненных племен и деревень приписывается Дейоку (см.), равно как и основание Экбатаны (см.) и введение царской власти (в начале VII в.). Это обуславливалось, вероятно, необходимостью организованного отпора ассирийским завоеваниям. По Геродоту, царство существовало 150 лет, при 4 царях; Ктесия же приводит их 10. При преемнике Дейока, Фраорте (Фравартис), М. вступила на путь завоеваний: была покорена Персия и даже осаждена Ниневия, но на этот раз неудачно и Фраорт погиб. Преемник его Киаксар (Хувахшатара, 634? 585) был наиболее могущественным и популярным мидийским царем; при нем М. была первой страной Азии. Он упорядочил войско и опять пошел на Ниневию, но и на этот раз она была спасена, благодаря нашествию скифов из нынешней южной России, через восточную часть Кавказа; они завладели М., и Киаксар отделался от них лишь через 28 лет, перебив на пиру их вождей. Теперь наконец пала Ниневия, под ударами мидян и их союзников халдеев, царь которых, Набопалассар, женил своего сына Навуходоносора на дочери Киаксара. Победители поделили наследство: юг достался халдеям, север с Ассирией, Арменией, Киликией и Каппадокией до реки Галис ? мидянам. Вся эта область с этих пор стала называться М. в широком смысле; Ксенофонт уже не помнит об ассирийцах и все развалины древних городов приписывает мидянам, которые, по его мнению, были первоначальными обитателями страны. Желание распространить владычество свое за Галис вовлекло Киаксара в войну с Аллиатом лидийским; она длилась пять лет, до 585 г., и окончилась миром, при посредничестве Сиеннесия киликийского и Навуходоносора. В том же году умер Киаксар и на престол вступил Астиаг. О нем долго ничего не было известно, кроме печальной судьбы его: при нем мидийское царство заменено персидским, в лице Кира. Клинообразные надписи Набонида пролили новый свет на это событие. Если полагаться на точность выражений надписей, то с Киаксаром кончилась национальная династия и снова водворилось господство скифов. Но оно длилось недолго; надпись продолжает: "Мардук сказал мне: Умманманда (царь скифов) и цари, его союзники, не существуют больше: в 3-й год боги положили им конец. Кир, царь Ансана, его незначительный вассал, рассыпал со своими малочисленными войсками полчища Умманманды". По известию Вавилонской клинообразной хроники, против Астиага восстали приближенные люди и выдали его Киру, который явился в Экбатану и взял оттуда богатую добычу (550 г.). Во время всеобщего восстания провинций против Дария в Мидии также появился претендент, некто Фраорт, назвавшийся потомком Киаксара и привлекший на свою сторону парфян и гирканов. После неудачных попыток царских полководцев Дарий сам разбил его при Кудуре (Кирманшах), а после новой битвы, у Раг, он был взят в плен и казнен. При Дарии М. вошла в состав 2-й персидской сатрапии, платившей 500 талантов. Здесь, на пути из Вавилона к Каспийским воротам, паслось 50000 царских коней. Персы заимствовали от мидян многие элементы культуры, так что впоследствии трудно было различить, что принадлежит собственно им. Страбон считает персидскую одежду мидийской, так как тюрбаны, войлочные шляпы, хитоны с рукавами и обувь годились скорее для холодного горного севера. Александр Великий отдал М. Пармениону; после его смерти здесь водворился Пифон. Экбатана продолжала быть летней столицей. Сделавшись затем частью монархии Селевкидов, М. в 152 г. отнята у нее парфянами, хотя Атропатена, удачно противившаяся македонскому завоеванию, и при парфянах была почти независима. В последний раз М. играла самостоятельную роль в конце I в. до Р. Х.: Антоний воевал с эфемерным царем М. Артаваздом. Римлянам принадлежала только Атропатена, которая и носила у них имя М.; остальная часть оставалась во власти парфян. С этих пор имя Мидия существует только как географический термин (новоперсид. Маи?).
О мидийской культуре нам очень мало известно, так как до сих пор не производилось в М. систематических раскопок. Несомненна ее тесная связь с ассиро-вавилонской; геродотово описание Экбатаны указывает на развитие астрологии и поклонение светилам, но вообще о религии М. мы ничего не знаем, если не считать признаваемой многими учеными связи между одним из мидийских племен, магами, и коллегией жрецов этого имени ? связи, делающей из М. родину магии. Страбон говорит о распространенном в М. многоженстве. М. пользовалась в древности большой славой; имя ее пережило ее политическое существование и у греков часто отождествлялось с именем Персии. При Селевкидах началась эллинизация М. Раги переименованы в Еврон; выстроены Лаодикея, Анамея, Ираклея. Парфяне переименовали Раги в Арсакий.
Ср. Spiegel, "Eranische Alterthumskunde" (Лейпциг, 1873); N oldeke, "Aufsa tze zur Persischen Geschichte" (Лейпциг, 1887), Justi, "Geschichte des alten Persiens" (сборник Онкена); Lenormant, "Sur la monarchie des M èdes" (1871); Delattre, "Le peuple et l'empire des Mè des" (Брюссель, 1883); Winckler, "Zur medischen und altpersischen Geschichte" ("Untersuchungen", 1889); его же, "Die Meder und d. Fall Ninives" ("Forschungen", 1894); Robion, "L' etat religieux de la Grèce et d'Orient au Siècle d'Alexandre. II. Les re gions Syro-Babyloniennes et l'Eran" (П., 1895).
Б. Т.