Значение слова РАШЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое РАШЕЛЬ

(Rachel) — знаменитая франц. актриса (1821—1858), дочь еврея, мелкого торгаша. В детстве ей приходилось терпеть сильную нужду. Старшая ее сестра, Сара, пела на улицах и в кофейнях романсы, а Р. собирала с публики деньги, таща за собою в тележке остальных членов многочисленной семьи. Позже она стала петь вместе с сестрою. Однажды на одном из парижских бульваров сестры пели элегию о "Вечном жиде"; в толпе, собравшейся вокруг певиц, находился Шоран, учредитель консерватории для духовной музыки. Он зачислил Р. в список своих учениц под именем Элизы. Пение Р. не давалось; ее голос был скорее пригоден к декламации, и Р. обратилась к изучению драматического искусства, сначала в частной школе, потом в Парижской консерватории. В 1837 г. она дебютировала в театре Gymnase, но дела его в это время шли неудачно, и выгодный для Р. контракт был расторгнут. Р. обратилась тогда к знаменитому артисту Сансону (см.), который привил ей изящные манеры, растолковал характеры классических героинь, приучил ее играть просто и естественно. Дебют Р. на сцене Th??tre Fran?ais (1838) в роли Камиллы ("Гораций" Корнеля) был настоящим триумфом. Жюль Жанен (в "Journal des D?bats") призывал Париж познакомиться с "чудеснейшим и редчайшим кладом", уверяя, что "ничего подобного Франция никогда не видала на театральных подмостках". Потрясающее впечатление произвела игра Р. и на Альфреда Мюссе, который посвятил ей ряд восторженных статей в "Revue de deux Mondes". В свободное по контракту с Th??tre fran?ais время Р. играла в Швейцарии, Италии, Германии, России (осенью 1853 г. в СПб., в начале 1854 г. в Москве), везде с огромным успехом. Превосходно Р. играла Расина и Корнеля, менее удачно — Мольера и современные драмы (за исключением, однако, "Адриенны Лекуврер" и некоторых др.). Гнев, торжество, ярость, чувственность, беспощадное злорадство Р. умела передавать с замечательною силой; но у нее не было недостатка и в нежности. Чарующий голос никогда не изменял артистке; мимика ее была удивительно развита. По словам Вольфа, видевшего Р. в СПб., для того, чтобы "получить надлежащее впечатление о наружности и осанке Р., надо представить себе одушевленную великолепную античную статую". Лучшие роли Р.: Камилла ("Гораций"), Паулина ("Полиекта") и Эмилия ("Цинна") — в трагедиях Корнеля, Гермиона ("Андромаха"), Федра, Эсфирь, Роксана ("Баязет"), Монима ("Митридат") — в трагедиях Расина, Мария Стюарт (Шиллера), Тисбе (в "Com?dienne de Venise", В. Гюго). Частые поездки за границу, особенно последнее путешествие в Америку (1855), где Р. должна была выступать до 20 раз в месяц, расстроили слабое здоровье Р.; она вернулась в Париж больною, на сцену больше не возвращалась и умерла в Канне от чахотки в январе 1858 г. См. Jules Janin, "Rachel et trag?die" (П., 1858); G. d'Heylli, "R. d'apr?s sa correspondance" (П., 1882; по поводу этой книги статья в "Русском вестнике" 1883, кн. 2); Серов, в "Театральном вестнике" (1858); А. Ландау, "Дебюты Р." ("Русская сцена", 1864); В. Межевич, "Рашель" ("Репертуар и Пантеон", 1843); "Р. и имп. Николай" ("Историч. вестник", авг., 1888); Н. Арбенин, "Альфред де Мюссе и Р." ("Артист", кн. 10—11); M. Ниссен, "Р., ее жизнь и артистическая деятельность" ("Артист", кн. 27 и 28); Дж. Льюис, "Актеры" (гл. III); Вольф, "Хроника петербургских театров" (ч. I).А. Уманский.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.