Значение МУРАВЬЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое МУРАВЬЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

(1806—74) — известный в свое время писатель, брат М.-Виленского и М.-Карского. Под влиянием своего учителя, переводчика С. Е. Раича, М. еще юношей писал стихи, сборник которых появился под заглавием: "Таврида" (М. 1827). Неизданной осталась поэма "Потоп", в которой М. поставил себе задачей "окончить поэмы Мильтона и Клопштока минувшей картиной грядущего суда — потопом!". Из написанных им тогда же трагедий напечатана (Киев, 1874) лишь одна: "Битва при Тивериаде, или падение крестоносцев в Палестине"; в 1832 году она шла без успеха на Александрийской сцене. Свое паломничество в Палестину М. описал в книге "Путешествие ко Святым местам в 1830 г." (СПб., 1832, 8 изданий). Сочинение это М. преподнес имп. Николаю Павловичу, который назначил его состоять в синоде за обер-прокурорским столом. Позже М. служил при азиатском дпт. и был директором тюремного комитета. Сочинения М. были первыми на русск. яз. книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего русского общества. Сюда относятся: "Письма о богослужении Вост. кафол. церкви" (СПб., 1836; 11 изданий, переведены на все почти европ. яз.); "История российской церкви" (СПб., 1838; 4 изд. 1844; перев. на яз.: англ., нем., греч.; М. первый воспользовался здесь запечатанным дотоле делом Никона и открыл его для других исследователей); "Сношения России с Востоком по делам церковным" (СПб., 1858—60; важный материал для церковной русской истории); "Путешествие по св. местам русским" (СПб., 1836 и позже); "Жития святых росс. церкви, также Иверских и Славянских" (СПб., 1855—58; 2 изд. 1859—68). М. исходатайствовал разрешение печатать неизданные раньше жития, чего до тех пор частным лицам не дозволялось, и тем дал возможность появиться в свет более совершенному труду преосв. Филарета. М. имел большое влияние на наше духовенство, так как считался другом моск. митр. Филарета, хотя в "Письмах митр. моск. Филарета к А. Н. М." (Киев, 1869), изданных последним, не видно со стороны митр. Филарета серьезного уважения к нему. М. принадлежат еще: "Изложение Символа Веры Правосл. Кафол. церкви" (СПб., 1838; 4 изд., 1844); "Письма о спасении мира Сыном Божьим" (СПб., 1839 и 1844); "Первые годы христианской церкви" (СПб., 1828); "Первые 4 века христианства" (СПб., 1840; 3 изд. 1866); "О литургии" (СПб., 1841 и 1842); "Правда вселенской церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах" (СПб., 1841 и 1849; есть греч. перев.); "Письма с Востока в 1849—50 гг." (к митр. Филарету, СПб., 1851); "Слово кафол. православия Римскому католичеству" (М., 1852 и 1853; пер. на яз. греч., франц., польский); "Раскол, обличаемый своей историей" (СПб., 1854); "Question religieuse d'Orient et d'Occident" (три серии, М. 1856, СПб., 1858—59); "Письма о спиритизме" (СПб., 1863—66); "Знакомство с русскими поэтами" (Киев, 1871 — отрывок из воспоминаний) и мн. др. соч., наиболее полно перечисленные у Геннади.Воспоминания М. начаты печатанием в "Русском Обозрении" (1895, № 5). Ср. о М. воспоминания С. Сулимы и Н. Путяты в "Русском Архиве" (1876, № 7); Казанского в "Душеполезном Чтении" (1877, кн. III); Н. Лесков, "Синодальные персоны" ("Историч. Вестник", 1882 г., № 11).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.