общественный деятель и писатель (1757—1807). Учился в Москов. гимназии и Университете, служил в Измайловском полку; уже в 1777 г. был выбран сотрудником вольного собрания любителей росс. слова, в трудах которого и печатались его ранние опыты. В 1785 г. М. был приглашен Екатериной II преподавать великим князьям Александру и Константину Павловичам русскую словесность, русскую историю и нравственную философию. В своих лекциях, отличавшихся живостью и ясностью изложения: "Опыт истории письмен и нравоучения" (СПб., 1796; M., 1810), М., следуя взглядам шотландских философов, развивал господствовавшие тогда идеи о человеке и его обязанностях. В 1800 г. он был назначен сенатором; в 1801 г. Александр I определил его секретарем в собственный кабинет для принятия прошений. В 1802 г. назначен товарищем министра народного просвещения, в 1803 г. — попечителем Московского университета; отправлял обе должности одновременно, живя преимущественно в Петербурге. Он увеличил состав профессоров как из числа иностранцев, так из числа питомцев Московского университета (Мерзляков, Тимковский, Кошанский, Чеботарев, Болдырев, Озеров, Смирнов, Мудров, Войновы и др.); создал при Унив. ряд обществ, устроил Институты хирургический, клинический и повивальный, ботанический сад и музей натуральной истории; ввел "курсы для публики"; принимал деятельное участие в выработке нового устава Университета 1804 г.; предпринял издание научного журнала: "Московские Ученые Ведомости", прекратившегося с его смертью; участвовал в открытии почти всех гимназий московского округа. Своим влиянием М. сделал доступными для Карамзина многие из тех материалов, на которых построена "История Государства Российского". Первое литературное произведение М. было написано им в подражание Вергилию еще в 1771 г. и называлось "Эклога". В 1773 г. появились его "Басни в стихах" и "Переводные стихотворения"; затем "Военная песнь", "Похвальное слово Ломоносову". "Обитатель предместья и Эмилиевы письма" (1815), имеющие автобиографическое значение — воспоминания о его детстве; переводил с латинского и английского. Полное собрание его произведений в стихах и прозе издано в СПб. (1819—20, 1847, 1857). Как писатель, М. считается проводником сентиментализма, подражателем Н. М. Карамзина, которому следовал и в изложении теоретических взглядов на историю ("Учение истории" и "О истории и историках"). Как в лекциях о "нравоучении", так и во многих стихотворениях, он полагает "верховное счастье" в добродетели, а главным достоинством добродетельного человека считал самообладание, одобрение совести ставил выше всего и благополучие видел в "чувствовании сердца" (см., напр., стих "Размышление" и "Послание к И. П. Тургеневу").Ср. "Вестник Европы" (1807 г., № 19, ст. Кошанского); "Галатея" (1830 г., № 13, с Н. Б — ского); Шевырев, "История Моск. унив." (М., 1855); "Москвитянин" (1855 г., № 9); Сухомлинов, "Материалы для истор. образования в России при Александре I", Петухов, "М. Н. М. Очерк его жизни и деятельности" ("Ж. M. H. Пр.", 1894, кн. 8); Р. И. Саитов, в прим. к соч. Батюшкова; Венгеров, "Рус. поэзия" (вып. 5).В. Р — в.
Значение МУРАВЬЕВ МИХАИЛ НИКИТИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МУРАВЬЕВ МИХАИЛ НИКИТИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012