I
(Comte) — франц. живописец исторического жанра, род. в Лионе, в 1823 г. Получив начальное художественное образование в тамошнем рисовальном училище, еще очень молодым человеком явился в Париж, учился там у Ж.-Н. Робера-Флери и впервые обратил на себя внимание любителей искусства выставленной в салоне 1849 г. картиной: "Коронование трупа Инесы де-Кастро". За этим произведением следовали другие картины, быстро упрочившие известность художника как знатока старинного быта, мастера выбирать интересные сюжеты, талантливого композитора и рисовальщика, наделенного способностью живо характеризовать выведенные на сцену лица, обладающего приятным, гармоничным колоритом и столь же свободным, сколько и тщательным приемом письма. Таковы были его картины: "Карл IX, за два дня до Варфоломеевской ночи, посещает Колиньи" (1861), "Жанна д'Альбре вместе с Генрихом Наваррским и Маргаритой Валуа покупает у парфюмера Катерины Медичи перчатки, долженствующие отравить ее" (1852), "Совещание перед Варфоломеевской ночью" (1853), "Встреча Генриха III с герц. Гизом накануне убийства последнего" (1855; лучшее из всех произведений К.; в Люксанбургской галерее, в Париже), "Seigni Joan", сцена из Рабле (1863), "Жена герц. Гиза берет со своего сына клятву отомстить за убийство его отца" (1864; в Лионском музее). "Генрих III в минуту убийства герцога Гиза" (1867; удивительно сильная вещь по экспрессии) и мн. др. В последних своих работах, каковы: "Зима" (1876), "Мать Дон-Кихота" (1877), "Данте" (1878), "Франциск I продевает кольца в жабры карпам Фонтенблоского пруда" (1880) и пр., К., под влиянием новейшего направления франц. живописи, старался изменить свою прежнюю манеру — особенно в отношении красок — на более эффектную с внешней стороны, но при этом впадал в излишнюю развязность и даже некоторое жеманство.
А. С — в. II (дополнение к статье)
(Comte) — франц. живописец историч. жанра; ум. в 1895 г.