один из распространителей унии (1643—1708); принадлежал к православной шляхетской семье, но еще в юности перешел в унию; одно время состоял в польской военной службе. Католики и униаты выставили И. кандидатом на львовскую православную епископскую кафедру, в виду чего И., по имени, вновь приступил к православию. В 1667 г. И. был избран в епископы, но против него был епископ перемышльский, Антоний Винницкий, отказавшийся постричь и посвятить его и запретивший духовенству львовской епархии совершить над ним пострижение. Почти силой И. добился пострижения от игумена Креховского м-ря, после чего был посвящен в диаконы и иереи луцким епископом, рукоположения же в епископы он успел добиться (1668) лишь от греческих изгнанников. филиппопольского митроп. Софрония и др. Против И. было и львовское ставропигиальное братство, выставившее своим кандидатом на кафедру Свистельницкого, который и был рукоположен Виннйцким. Между обоими кандидатами возникла ожесточенная борьба, сопровождавшаяся взаимными проклятиями, интригами и насилиями и продолжавшаяся около 5 лет. Лишь с восшествием на польский престол Яна Собеского, личного друга И., последнему удалось победить своего соперника. В 1675 г., оставаясь епископом львовским, он был назначен и администратором киевской епархии. Ревностный поклонник шляхетских идеалов, с пренебрежением смотревший на православное духовенство, И. приступил к введению унии. Еще в 1677 г. он писал папе Иннокентию XI, выражая готовность отречься от православия и вновь присоединиться к унии, под условием допущения униатских епископов в сенат и подчинения церковных братств епископской юрисдикции. Папа потребовал открытого присоединения к унии, на что И. еще не считал возможным решиться. Несколько лет после этого он усердно пропагандировал унию в своей епархии, пытаясь даже, но безуспешно, выйти из-под власти киевского митрополита и стать в непосредственную зависимость от московского патриарха, перед которым, как и вообще перед московским правительством, он либо скрывал свои действия в пользу унии, либо объяснял их давлением королевской власти. В 1700 году Иосифу удалось склонить, на поместном соборе, духовенство своей епархии к принятию унии. Львовское братство сперва отказывалось следовать за епископом и пыталось охранять православие, но должно было уступить и в 1708 г. также приняло унию, с условием подчинения непосредственно римской курии. Во всей львовской епархии сохранил православие только Скитский м-рь, в Карпатских горах. И. написал на малороссийском языке "Метрику" или книгу наставлений духовенству, отражающую в себе шляхетские тенденции автора.См. Zygmunt Lisiewicz, "Walka о biskupstwo. Epizod z dziejow ko?cio?a wschodniego" (Львов, 1888); Мирон, "И. Шумлянский, последний православный епископ львовский, и его Метрика" ("Киев. Старина", 1891, №№ 6 и 7).В. М—н.
Значение ИОСИФ ШУМЛЯНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ИОСИФ ШУМЛЯНСКИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012