Значение ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

(Optativus) — Ж. наклонение, как выражение желания (более или менее настойчивого) говорящего, было в индоевропейском праязыке вполне обыкновенно; из него оно перешло в позднейшие языки, в которых мало-помалу исчезло, оставив только в некоторых незначительные следы, получившие уже несколько иное значение. В праязыке Ж. наклонение имело два образования: 1) с суффиксом i?, ii? — в единственном числе действительного залога, и с суффиксами ?, ii, i — во множественном и двойственном действительного залога и всех трех числах среднего (пример, санскрит. Ж. от корня es — "быть": 2 л. ед. ч. sy?s, siy?s). Оно было свойственно основам, образовавшим настоящее время без тематического гласного (так называемое архаическое спряжение или глаголы на mi); 2) с суффиксом oi — во всех лицах и числах действительного и среднего залога, перед личными окончаниями. Последнее образование имелось у глаголов, образующих настоящее время с тематическим гласным (о и е). Пример: греч. ???????, ??????, ??????? ? т. д. Остатки его сохранились в славянских языках в значении повелительного наклонения (см): старослав. b22_739-0.jpg , рус. бери, берите, вполне отвечающее греч. ??????, ???????. ?то происхождение славянского повелительного наклонения сказывается в таких оборотах, как: захоти он, был бы богат и т. п.Литературу см. у Бругмана, "Grundriss der vergleich. Grammatik" (Страсбург 1882, т. II).С. Булич.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.