Значение ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

(Opta tivus) ? Ж. наклонение, как выражение желания (более или менее настойчивого) говорящего, было в индоевропейском праязыке вполне обыкновенно; из него оно перешло в позднейшие языки, в которых мало-помалу исчезло, оставив только в некоторых незначительные следы, получившие уже несколько иное значение. В праязыке Ж. наклонение имело два образования: 1) с суффиксом iê, iiê ? в единственном числе действительного залога, и с суффиксами î, ii, i ? во множественном и двойственном действительного залога и всех трех числах среднего (пример, санскрит. Ж. от корня es ? "быть": 2 л. ед. ч. syâs, siyâs ). Оно было свойственно основам, образовавшим настоящее время без тематического гласного (так называемое архаическое спряжение или глаголы на mi ); 2) с суффиксом oi ? во всех лицах и числах действительного и среднего залога, перед личными окончаниями. Последнее образование имелось у глаголов, образующих настоящее время с тематическим гласным ( о и е ). Пример: греч. ???????, ??????, ??????? ? т. д. Остатки его сохранились в славянских языках в значении повелительного наклонения (см): старослав.

, рус. бери, берите, вполне отвечающее греч. ??????, ???????. ?то происхождение славянского повелительного наклонения сказывается в таких оборотах, как: захоти он, был бы богат и т. п.

Литературу см. у Бругмана, " Grundriss der vergleich. Grammatik " (Страсбург 1882, т. II).

С. Булич.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.