полемист конца XVII века. О нем известно только то, что он был великоросс; посещал Киев, Афонскую гору и Соловки; был последователем и, может быть, даже учеником братьев Лихудов и умер после 1706 г. Главное его сочинение, "105 ответов", или "Остен", направлено против приверженцев латинского мнения, учащего, что пресуществление св. даров совершается при произнесении священником слов: "Приимите, ядите"... Впервые (1667) оно было высказано игуменом Киево-Михайловского м-ря Феодосием Сафоновичем в книге "Выклад о церкви и ее тайнах". Против нее по поручению патр. Иоакима написал возражение инок Евфимий, под заглавием "Остен" (т. е. бодец). Несмотря на то, что латинствующее учение было осуждено на Московском соборе 1690 г., против "Остена" выступил архим. Юрьева м-ря Гавриил Домецкий с "105 вопросами". Ответом ему и было названное сочинение Д., написанное в форме послания к митр. новгородскому Иову (1704). Д. принадлежат также: три послания к митрополиту Иову (1705); перевод с греческого "Проскинитария св. горы Афонския", д-ра И. Комнина (1701-3); сравнение Афонской горы с Соловецким монастырем. Ср. архим. Леонид, "Афонская гора и Соловецкий м-рь Дамаскина" (в "Памятн. др. письмен.", 1883); прот. Яхонтов, "Иеродиакон Д., русск. полемист" (СПб. 1884); H. Петров — "Ж. м. н. пр." 1884, апр.; Миркович, "О времени преосуществления св. даров", (Вильно 1886). А. Лященко.
Значение ДАМАСКИН, ИЕРОДИАКОН ЧУДОВА М-РЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ДАМАСКИН, ИЕРОДИАКОН ЧУДОВА М-РЯ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012