Значение ФЛАВИАН (ГОРОДЕЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

ФЛАВИАН (ГОРОДЕЦКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Флавиан (Городецкий) ( 1840 - 1915 ), митрополит Киевский и Галицкий .

В миру Городецкий Николай, родился 26 июля 1840 года в семье дворянина г. Орла . На четвертом году от рождения он лишился отца, а на десятом - матери. Домашнее воспитание получил в доме тетки. Среднее образование - в Орловской гимназии, куда поступил прямо в четвертый класс в 1853 году. По окончании курса учения в гимназии он поступил в Московский университет на юридический факультет, где с большим рвением занялся изучением юридических наук. Глубокая религиозная настроенность, полученная им еще с малых лет, побудила его порвать связи с мирскими влечениями, и на четвертом курсе он решил окончательно отдаться служению Святой Церкви в иноческом звании. Уволившись с этого курса, он пешком направился за 90 верст в Николо-Спешинский монастырь , где был принят в число послушников и назначен на черные послушания при кухне и трапезной.

10 декабря 1863 года поступил послушником в Московский Симонов монастырь .

23 декабря был посвящен в стихарь .

С глубоким христианским смирением исполнял он сначала черные работы, а затем назначен был на высшее послушание в храм, где в качестве пономаря обязан был следить за чистотой храма и его утвари, вытирать пыль и сметать сор.

В 1866 году он поступил частным секретарем к архимандриту Гурию, назначенному настоятелем русской посольской Церкви в Риме.

В том же году 17 февраля был пострижен в монашество , а 18 февраля рукоположен во иеродиакона .

Вследствие перерыва сношений русского правительства с папским двором архимандрит Гурий и иеродиакон Флавиан оставили Рим и направились в Неаполь , а оттуда в г. Казань , куда архимандрит Гурий был назначен на кафедру епископа Чебоксаркого, викария Казанской епархии, с поручением ему управления Спасо-Преображенским монастырем.

Здесь в 1867 году иеродиакон Флавиан зачислен был в число названной обители и 9 апреля рукоположен во иеромонаха .

15 февраля 1868 года перемещен по собственному желанию в Симферополь в число братии Таврического архиерейского дома, где исполнял многочисленные обязанности, возлагаемые на него духовным начальством.

В 1871 году нес обязанности инспектора классов и законоучителя Таврического епархиального женского училища, где безвозмездно преподавал географию и был духовником при архиерейском доме.

16 апреля 1873 года определен настоятелем Бахчисарайского Успенского скита .

6 июня того же года назначен членом Пекинской миссии . С апостольской ревностью в течение десяти лет проходил он здесь свое миссионерское служение. Прежде всего он с рвением занялся изучением китайского языка, как разговорного, так и письменного. Затем, по поручению начальника миссии, принял на себя труд перевода на китайский язык богослужебных книг и книг религиозно-нравственного содержания, составляя в то же время и самостоятельные сочинения, полезные для дела миссии. Много потрудился он и над приведением в порядок оставленных ему архимандритом Палладием материалов для китайско-русского словаря, впоследствии изданного. Помимо этих работ, ознакомившись с китайскими нравами и верованиями, он вел беседы с язычниками-китайцами.

2 января 1879 года назначен был начальником Пекинской духовной миссии и возведен в сан архимандрита .

Благодаря его неусыпным трудам и стараниям, богослужение стало совершаться на китайском языке. Православная паства в Китае стала увеличиваться с каждым годом.

В 1882 году архимандрит Флавиан был в Японии у святителя Николая для представления одного китайца, будущего священномученика Митрофана Цзи , к рукоположению в священный сан .

Десятилетнее миссионерское служение, полное всяких невзгод и лишений, утомило, однако самоотверженного труженика, и он просил у Святейшего Синода необходимого отдыха.

В 1884 году по возвращении в Россию был зачислен в число братии Александро-Невской Лавры .

2 февраля 1885 года хиротонисан во епископа Аксайского , викария Донской епархии. [1] .

С 29 июня 1885 года - епископ Люблинский , вик. Холмско-Варшавской епархии.

С 14 декабря 1891 года - епископ Холмский и Варшавский . Здесь он вел борьбу с воинствующим католицизмом, высоко держа знамя православия.

15 мая 1892 года возведен в сан архиепископа с оставлением Холмским и Варшавским.

С 1892 по 1894 год присутствовал в Св. Синоде.

14 мая 1896 года награжден панагией с украшениями.

С 21 февраля 1898 года - архиепископ Карталинский и Кахетинский - Экзарх Грузии .

В этом же году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке и утвержден постоянным членом Св. Синода.

1898 - 1899 гг. - почетный член Духовных Академий Казанской и С.-Петербургской.

С 10 ноября 1901 года - архиепископ Харьковский и Ахтырский . На этой кафедре пробыл он всего четырнадцать месяцев, но и за это немногое время сделал весьма многое. При нем преобразован был епархиальный сиротский приют. Усилилась религиозно-просветительная деятельность духовенства. Возникли проповеднические кружки, открылись пастырские собеседования во многих пунктах города, учреждено религиозно-просветительное братство. Он придавал особенное значение уставности, благолепию и осмысленности в совершении всех служб церковных и треб.

Прилагая заботы о развитии церковно-школьного дела в епархии, владыка благожелательно относился и к светской школе, проявляя трогательную заботливость и попечение о ней, о преподающих и обучающихся в ней. Он оказывал внимание и Харьковскому университету, участвуя в его торжествах и совершая в церкви университета богослужения. Что касается духовно-учебных заведений, то они пользовались особым его вниманием и доброжелательством. Владыка содействовал улучшению учебного и воспитательного в них дела, заботился об улучшении их содержания, сокращал излишние по ним расходы, облегчая тем церкви и духовенство, вызывал упорядочение и строгость в ведении отчетности. Часто и усердно он совершал в их храмах богослужения, присутствовал на уроках, экзаменах и торжественных собраниях. По его предложению было открыто братство во имя св. великомученицы Варвары, имеющее целью оказывать материальную помощь бедным воспитанницам епархиального женского училища.

С 8 декабря 1902 года - почетный член Киевской духовной академии.

1 февраля 1903 года возведен в сан митрополита и награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.

С 1 февраля 1903 года - митрополит Киевский и Галицкий и священно-архимандрит Киево-Печерской Успенской Лавры .

29 августа 1911 года награжден правом предношения креста за богослужением.

Скончался 4 ноября 1915 года от астмы сердечной в Киевской Лавре.

Отличался крайней добротой. Помогал он всем, буквально, никому не отказывал в материальной помощи.

В Киеве были назначены определенные дни для приема неимущих: с утра до вечера стекался к нему народ, раздача денежных пособий была щедрая.

В Петрограде не было определенных им дней для приема бедноты, а потому, когда день на неделе был свободный от заседаний в Св. Синоде, то Киевское подворье (на Васильевском острове), где проживал митрополит, осаждалось беднотой.

За свою праведную жизнь перед кончиной ему было возвещено в видении грядущие судьбы Русской Православной Церкви, о чем в своей время было напечатано в Синодальной газете "Всероссийский Церковно-Общественный Вестник" в ноябрьских номерах за 1915 год.

Он очень почитал митрополита Тобольского Павла (Конюскевича) , о прославлении которого он возбуждал ходатайство пред Св. Синодом в 1914-1915 годы. Знаменательно то, что митрополит Флавиан скончался именно в тот день, в который преставился и митрополит Павел.

Труды

Речь при встрече его в Киево-Софийском кафедральном соборе, 25 февраля 1903 года. "ТКДА" 1903, март, с. 1.

Речь в Киево-Печерской Лавре 25 февраля 1907 г. "ТКДА" 1903, март, с. 5.

"Послание пастырям Киевской епархии". "ТКДА" 1905, октябрь, с. 133.

"Речи при вступлении царей в Киево-Софийский собор 29 августа 1911 года". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 38, с. 1557.

"Слово духовенству Киевской епархии". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 33, с. 1447.

"Речь, сказанная при вручении жезла новохиротонисанному епископу Каневскому Василию, первому викарию Киевской епархии 6 августа 1914 года". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 34, с. 1499. "ТКДА" 1914, сентябрь-октябрь, с. 1.

"Объяснение православного богослужения". Материалы для китайского словаря.

Переводы на китайский язык:

"Указания пути в Царство Небесное". Преосвящ. Иннокентия.

"Краткое изложение христианской веры". Составлено прот. Н. Волубовым.

Литература

"Церк. Ведом." 1891, с. 403, 1892, № 20, с. 176, 1896, № 19-20, с. 160, 1898, № 9, с. 43, 1901, № 46, с. 375, 1903, № 6, с. 37, 1910, № 22, с. 240, 1911, № 39, с. 307, 1913, № 18-19, с. 179.

"Приб. к "ЦВ" 1910, № 6, с. 242-250, 1914, № 34, с. 1499.

Булгаков, с. 1395, 1399, 1400, 1403, 1416.

БЭС т. I, стб. 686, 768, т. II, стб. 1330, 1331, 2253, 2272, 2289.

БЭЛ т. IV, стб. 731, 732, т. X, стб. 612-618.

"Русск. Паломн." 1889, № 44, с. 521-522, 1910, № 9, с. 141, 142, 1910, № 26, с. 422, 1911, № 11, с. 162, 1911, № 39, с. 621, 1915, № 52, с. 831, 832.

"Русский Инок" 1911, март, вып. V, с. 35, 1911, октябрь, вып. 44, с. 76, 1915, № 21, с. 1265-1273, 1915, № 22, с. 1317, 1915, № 23, с. 1386-1389, 1915, № 24, с. 1438-1443.

"Всерос. Церк. Обществ. Вестник" 1915, ноябрь.

"Церк. Вестник" 1891, № 40, с. 636, 1891, № 51-52, с. 816, 1908, № 27, с. 841, 1908, № 30, с. 936, 1908, № 38, с. 1191.

"Правосл. Собес." 1899, ноябрь, с. 180, 1900, июль-август, с. 16, 1905, июль-август, с. 8, 1914, ноябрь, с. 4.

J.M. Cunningham, A vanquished Hope passim.

"Прав. Календарь" 1918, с. 22.

"Мисс. Календарь" 1907, с. 139.

"Дух. Вестн. Груз. Экзарх" 1901, № 23-24.

Илиодор, с. 104, 107.

Поливанов А.А. "Из дневника и воспоминаний 1907-1916 гг.". М., 1929 г., т.I, с. 1-240.

Денисов, с. 783.

Багрецов Л. "Член Св. Синода Высокопр. Флавиан, архп. Харьковский и Ахтырский и вступление его на кафедру Харьковской епархии". С приложением его портрета. Харьков, 1901.

"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1910 г.", с. 3, 24-25.

"Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896, № 486, с. 72-73.

"Воскресный день", 1900, № 31, с. 369.

"Отдых христиан." 1908, август-сентябрь, с. 59.

"Нива" 1892, № 47, с. 1040.

"Красный Архив" 1936, т. 4(77), с. 201.

"Изв. Каз. Еп." 1885, № 5-6, с. 89, 1885, № 14, с. 355, 1907, № 40, с. 1239, 1911, № 9, с. 271, 1912, № 41, с. 1242, 1913, № 1, с. 22, 1913, № 39, с. 1174.

Теодорович Т.П. "К сорокалетию пастырства", ч. I, с. 107.

N. Rklickij, Zizneopisanie IV, 35.

A. Levitin - V. Savrov, Ocerki po istorii I, 68.

P, Hauptmann, Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche, 96.

F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 19, 25, 28.

ZMP 1950, 1, 60: 1911 weihte er die Nikolaj-Kirche im Pokrovskij-Frauenkloster.

M Evlogij, Put' moej zizni 91, 108, 195, 205f, 214, 235, 242, 272.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_232

[1] В БЭС т. I, стб. 768, ошибочно указан год пребывания на этой кафедре 1880-й

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.