Иоганн Кристоф (Gottsched) — известный нем. критик (1700-66), сын пастора. Еще студентом напеч. несколько стихотворений. В диссертации об источнике пороков (1724) Г. находит этот источник в несовершенстве разума; в другом исследовании ("Vindiciae systemata influxus physici") он говорит, что ни в какой области нельзя достигнуть истинного знания, если начала знаний не черпать из прочных основ философии. Эти его юношеские убеждения очень характерны для его последующей критической деятельности. Так как Г. был высокого роста и хорошо сложен, то он подвергался опасности попасть в солдаты гвардии Фридриха-Вильгельма; чтобы избежать этого, он в 1724 г. перебрался тайком из Пруссии в Саксонию, в Лейпциг, где в 1725 г. открыл курс чтений об изящных искусствах, жестоко нападая на безвкусие и надутость современной ему немецкой литературы и как образцы для подражания выставляя древних и их разумных подражателей, французов. Скоро Г. сделался председателем Лейпцигского литературного общества, между членами которого нашел много единомышленников и последователей; с их помощью он начинает издавать еженедельный журнал "Разумные порицательницы" ("Die vern?nftigen T?dlerinnen"), имевший значительный успех. Журнал преследует грубость нравов немецкого общества, суеверие простого народа, педантизм ученых, страсть дворянства к французскому языку, но больше всего занимается литературными вопросами и проводит принципы "здравого смысла" и "чистого вкуса". В 1735 г., будучи уже проф. Лейпцигского университета, он женился на прекрасно образованной и талантливой Луизе Кульмус (Culmus, род. 1713 г., ум. 1762 г.). В доме их образовалось нечто вроде литературно-ученого салона, в который был открыт доступ студентам. Помимо университета, Г. имел обширные связи с местной аристократией и был в переписке с владетельными князьями; ему удалось подчинить своему влиянию труппу актеров, которая приводила в исполнение задуманную им реформу немецкой сцены. Еще в 1730 г. Г. издал "Kritische Dichtkunst f?r die Deutschen" (4-ое изд. 1751); ей предшествовала "Ausf?hrliche Redekunst" (1728, 5-е изд. 1759), в которой как основные положения, так и подробности взяты от французских псевдоклассиков, но изложены с немецкою обстоятельностью. Установленные этой книгой принципы Г. проводит в продолжение многих лет в критических статьях своего второго журнала ("Beitr?ge zur kritischen Historie der deutschen Sprache, Poesie u. Beredsamkeit", 1732-44). Поэзия для Г. есть соединение полезного с приятным, но польза стоит на первом плане; поучительность основной мысли и содержания — необходимое условие для всякого истинно хорошего произведения. Г. стремится изгнать из литературы все грубое, неправильное, простонародное; со сцены гонит он Гансвурста (шута), из языка — шумиху фраз и поэтических фигур второй силезской школы, отовсюду — преувеличение, разгул фантазии, неправильность и следование плохим образцам. Для литературы, которая стоит на высоте своей задачи, он требует уважения со стороны общества и ученых и покровительства со стороны государства. Г. стремится закрепить свои критические взгляды образцами и уже в 1732 г. ставит на сцену и печатает "правильную" немецкую трагедию "Умирающий Катон", которая, несмотря на полное отсутствие оригинальности и драматизма, имела большой успех на театре и выдержала 10 изд. — так силен был в то время авторитет Г. и его теории. С начала 40-х годов XVIII в. Г. и его последователи вступают в полемику с цюрихскими критиками Бодмером и Брейтингером (см. эти имена), с которыми прежде шли почти заодно, хотя цюрихцы и придавали слишком большое, по мнению готшедианцев, значение чудесному в поэзии и слишком высоко ставили Мильтона. Скоро в этой полемике приняла участие почти вся литературная Германия. Когда в 1748 г. появились первые песни Мессиады Клопштока, в котором цюрихцы нашли поэта по своему идеалу, а "Герман" Шёнайха, выставленный Г. против Мессиады, не возбудил сочувствия в публике, победа стала явно клониться на сторону противников Г.; на их сторону стал и только выступавший на литературное поприще Лессинг. Г. †, осыпанный унив. почестями, но потеряв почти всякий авторитет в литературе; имя его надолго сделалось синонимом педантизма в поэзии. Из поздних его произведений наибольший успех имело его руководство к изучению немецкого литературного языка ("Deutsche Sprachkunst", Лейпц., 1748 г., 6-ое изд. 1776), немало способствовавшее очищению последнего. Его "Материалы для истории драматического искусства с 1450 г." ("N?tige Vorrat zur Geschichte der deutschen dramatischen Dichtkunst von 1450 an") — и до сих пор необходимая книга для всякого занимающегося историей немецкого театра. После прекращения "Beitr?ge" Г. издавал журналы: "Neuer B?chersaal der sch?nen Wissenschaften und freien K?nste" (1745-54, и "Das Neueste aus der anmutigen Gelehrsamkeit" (1751-65). Кроме того, он издал: "Die deutsche Schaub?hne nach den Regeln und Exempeln der Alten" (1741-5; 2-е изд., 1746-50), "Handlexicon der sch?nen Wissenschaften und freien K?nste" (Лейпциг, 1760), свои "Речи" (1749), свои "Стихотворения" (1736 г., новое изд. 1751) и много переводов. О нем см. Danzel, "G. und seine Zeit" (Лейпц., 1848). Ср. Braitmaier, "Die poetische Theorie G's und der Schweizer" (Тюбинген, 1879); А. Кирпичников, "Бодмер и Г. Эпизод из истории второго возрождения" ("Русск. вестн." 1874 г., № 7). Жена Г. (обыкновенно называвшаяся Gottschedinn), уже будучи замужем, выучилась по-латыни и по-гречески и была постоянной помощницей и сотрудницей своего мужа. Отлично зная англ. яз., она много переводила и писала; в ее комедиях (лучшей считается "Die Hausfranz?sin") и некоторых политических статьях больше таланта и живости ума, чем во многих произведениях самого Г.; лучше всего ее "Письма", изд. после ее смерти ее подругой v. Runkel (Дрезден, 1771).А. Кирпичников.
Значение слова ГОТШЕД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ГОТШЕД
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012