Драма (греч. drama) - "действие" совершающееся (actio, а несовершившееся уже - actum), поскольку оно, развиваясь при взаимодействиихарактера и внешнего положения действующих лиц, как бы проходит передглазами зрителя; в эстетике - поэтический род, подражающий подобномудействию. Действие обусловливается известной переменой в известныйпромежуток времени; первой в Д. соответствует перипетия (переменасудьбы, радостная в комедии, печальная в трагедии), второй(неопределенного протяжения: во франц. клиссическ. Д. - немного часов, уШекспира - многие годы) считается в Д. от начала до конца изображаемогодействия. На первой основывается эстетически необходимое единстводействия, слагающегося из моментов, не только по времени(хронологически) следующих друг после друга, но и обусловливающих другдруга, как причины и следствия; лишь в последнем случае получается взрителе полная иллюзия совершающегося на его глазах действия. Единствудействия, важнейшему из эстетических требований в Д., не противоречитвведенные в нее эпизоды (напр., история Макса и Теклы в "Валленштейне"Шиллера) или даже параллельное действие, как бы другая вставная Д., вкоторой должно быть соблюдено свое единство (напр., у Шекспира Д. в домеГлостера рядом с Д. в доме Лира). Д. с одним действием называетсяпростой, с двумя и многими действиями - сложной. К первым принадлежатбольшей частью античные и "классические" французские, к последним -большинство испанских (особенно в комедии, где действие лакеев копируетгоспод) и английские, особенно у Шекспира. На недоразумения (именно наневерно понятой "Поэтике" Аристотеля) основано требование так наз."единства времени и места" в Д., т. е. 1) чтобы действительнаяпродолжительность действия не превышала продолжительности еговоспроизведения на сцене или, во всяком случае, была бы не больше суток;2) чтобы действие, изображаемое на сцене, происходило все время на томже месте. Д. в роде шекспировского "Макбета" (время = 18 годам) или"Короля Лира" (сцены то в Англии, то во Франции) считались, по этойтеории, недозволенными, так как зритель их мысленно должен былпереноситься через значительные промежутки времени и громадныепространства. Успех подобных Д. достаточно доказал, однако, чтовоображение и в таких случаях легко поддается иллюзии, если тольковыдержана психологическая мотивировка в поступках действующих лиц, иххарактере и внешних условиях. Последние два фактора могут считатьсяглавными рычагами совершающегося действия; в них те причины, которыедают зрителю возможность строить предположения об ожидающейся развязке,поддерживают драматический интерес в нем; они же, заставляя действующеелицо поступать и говорить так, а не иначе, составляют драматическуюсудьбу "героя". Если уничтожить причинную связь (в отдельных моментахдействия, интерес заменится простым любопытством, а место судьбы займетприхоть и произвол. И то, и другое одинаково недраматично, хотя ещеможет быть допущено в комедии, содержание которой, по Аристотелю, должнопредставлять "безобидную несообразность". трагедия, в которой уничтоженапричинная связь между поступком и судьбою, скорее возмущает, чем трогаетзрителя, как изображение беспричинной и бессмысленной жестокости;таковы, напр., в немецкой драматической литературе так наз. трагедиирока (Schicksalstragodien Мюлльнера, Вернера и др.). Так как действиеидет от причин к последствиям (прогрессивно), то в начале Д. излагаютсяпервые, поскольку они даны в характерах действующих лиц и в положении их(изложение, expositio); окончательные последствия (развязка)сосредоточены в конце Д. (катастрофа). Средний момент, когда происходитперемена к лучшему или худшему, называется перипетиею. Эти три части,необходимые в каждой Д., могут быть обозначены в виде особых отделов(акты или действия) или стоять рядом, нераздельно (однократные Д.).Между ними, при расширении действия, вводятся еще дальнейшие акты(обыкновенно нечетное число, чаще всего 5; в индийских Д. больше, вкитайских до 21). Действие осложняется элементами замедляющими иускоряющими его. Для получения полной иллюзии действие должно бытьвоспроизведено конкретно (в театральном представлении), причем от авторазависит подчиниться тем или другим требованиям современного емутеатрального дела, или нет. Когда в Д. изображаются особые культурныеусловия - как, напр., в Д. исторической - необходимо возможно точноевоспроизведение обстановки, одежды и т. п. Виды Д. классифицируются или по форме, или по содержанию (сюжету). Впервом случае немецкие теоретики различают Д. характеров и Д. положения,смотря по тому, чем объясняются речи и поступки героев: внутренними лиусловиями (характером) или внешними (случаем, роком). К первой категориипринадлежит так наз. современная Д. (Шекспира или подражателей его), ковторой - так наз. античная (древних драматургов и подражателей их,французских "классиков", Шиллера в "Мессинской невесте" и т. д.). Почислу участников различают монодрамы, дуодрамы и полидрамы. Прираспределении по сюжету имеется в виду: 1) характер сюжета, 2) егопроисхождение. По Аристотелю, характер сюжета может быть серьезный (втрагедии) - тогда в зрителях должно возбуждаться сострадание (к героюД.) и боязнь (за себя: nil humani a nobis alienum!), - или же безвредныйдля героя и смешной для зрителя (в комедии). В обоих случаях происходитперемена к худшему: в первом случае вредная (смерть или тяжкое несчастьеглавного лица), во втором - безвредная (напр., корыстолюбец не получаетожидаемой прибыли, хвастун терпит посрамление и т. п.). Еслиизображается переход от несчастья к счастью, мы, в случае истиннойпользы для героя, имеем Д. в тесном смысле этого слова: если же счастьелишь призрачное (напр., основание воздушного царства в "Птицах"Аристофана), то получается шутка (фарс). По происхождению (источникам)содержания (фабулы) можно различать следующие группы: 1) Д. ссодержанием из фантастического мира (поэтическая или сказочная Д.,волшебные пьесы); 2) Д. с религиозным сюжетом (мифическая, духовная Д.,мистерия); 3) Д. с сюжетом из действительной жизни (реалистическая,светская, бытовая пьеса), причем может изображаться историческое прошлоеили современность. Д., изображающие судьбу отдельного лица, называютсябиографическими, изображающие типы - жанровыми; и те и другие могут бытьисторическими или современными. Д. в первоначальном своем виде возникла у всех народов извоспроизведения в лицах действительных фактов жизни (в зачаточном видеона является и в детских играх, воспроизводящих поступки взрослых: брак,похороны, войну и т. п.). Речи при этом или импровизируются, или ужезаранее вымышлены драматическим поэтом, согласно характеру и положениюдействующих лиц. В Китае актеры странствуют вместе с фокусниками и даютпредставления в форме диалогов, чаще всего - любовные или уголовныеистории, без законченного действия и заботливой мотивировки.Родоначальником художественной китайской Д. считается императорСюань-цзун (около 720 г. по Р. Х.). Китайскую пьесу "Сиротка из Чжао"Вольтер переделал для французского театра; другая Д., "Скупец",напоминает Мольера; есть и исторические Д. Египетскую Д. новейшиеегиптологи видят в древней "Книге мертвых" (изображение судеб души послесмерти); предполагают, что Д. эта в древнем Египте разыгрывалась напохоронах жрецами, родными и знакомыми покойника. Зачатки еврейской Д.(с хоровыми партиями) некоторые видят в "Песне Песней" Соломона. Болееразвилась - по мнению некоторых, под греч. влиянием, - индийская Д.Индусы различают возвышенную, поучающую Д., в которой серьезноепереплетается с шутливым, и низшую комедию для потехи народа (с грубымиостротами и чудесами). Трагедий индусы не признают; ясно различаются уних изложение, перипетия и катастрофа (обыкновенно - чудо, направляющеевсе к благополучной развязке), главные и побочные действия;воспроизводятся особенности отдельных каст и сословий, употребляютсядаже разные диалекты. Связь событий в индийской Д. недостаточна; затопрекрасны частности, язык и мысли. Расцвет индийской драмы знаменуетсобой Калидаса (прибл. в III в. по Р. Х.); его "Сакунтала" впервыесделалась известная европейской публике в 1785 г. Между индийскими Д.есть и пьесы с интригами, жанровые и аллегорические. В Перу испанскиеконквистатоды нашли у туземцев Д., с фабулой, заимствованной изисторических преданий. Европейская Д. зародилась в Греции в так назыв.,сродных с египетской "Книгой мертвых" мистериях (религиозныхдраматических обрядах) в Элевзине и др. городах, развилась же, главнымобразом, благодаря культу Диониса. Во время Пизистратидов Феспидом былоположено начало настоящей Д. Начиная с Эсхила участь героев ставится взависимость от их поступков и представлению придается драматическийинтерес и законченность. Мысль зрителя и слушателя уже не уходила впрошедшее, как в эпосе, и не приковывалась к настоящему, как в лирике, ас надеждой или страхом устремлялась к будущему, при виде развивавшегосяперед его глазами действия. хор, главный участник торжества Диониса, былудержан как участник или участливый зритель совершающегося на сценедействия. Присутствие хора должно было повести к некоторым затруднениямдля драматических поэтов: требовалось по возможности не менять места,сокращать продолжительность Д.; многое, поэтому, на сцене непроисходило, а рассказывалось (для этого частые вестники). Драматическийинтерес сильно умерен вставками эпическими (речи вестников) илирическими (хор); для увеличения его и для большей иллюзии в зрителеизобретательный греческий ум впервые прибег к декорации, не известной нииндусам, ни китайцам. Вследствие краткости Д. греки ставили их подрядтри, связанных каким-нибудь одним общим мифом, причем прибавлялся еще взаключение сатирический фарс (отсюда "тетралогия" = четыре Д.). Античнаятрагедия процветала в лице Эсхила, Софокла и Еврипида, комедия - в лицеАристофана (древняя) и Менандра (новая). В трагедии Эсхила трагическаясудьба тяготеет еще над всем родом героя (потомки платятся за грехипредков). Софокл и Еврипид стремятся уже родовую вину изменить виндивидуальную и приближаются к точке зрения новейшей Д. Древняя комедияисходит из серьезных нравственных вопросов и приближается к карающейсатире и памфлету; часто в ней сам автор с так назыв. "парабазами"обращается к зрителям. Более поздняя комедия главное внимание обращаетна чисто комический элемент, не затрагивая нравственным вопросов. В такназыв. средней комедии удержан сатирический тон древней, но осмеиваютсясатирический тон древней, но осмеиваются уже не общественныенеустройства. а пороки частных лиц. В римской драматической литературе переделывались греческие темы (оттрагедий Ливия Андроника до так называемой трагедии Сенеки; новейшиекомедии - в перелицовках грубого Плавта и изящного Теренция).Оригинальнее была местная шутка и импровизированная комедия(удержавшаяся в романизированной Испании), с постоянными характернымимасками; действие их обыкновенно переносилось в Ателлу (вроде русскогоПошехонья), и поэтому (по Моммзену) они назывались ателланами иудержались и после падения классической языческой культуры, в течениевсех средних веков; античная же трагедия, после появления христианства,заменилась трагедией страстей Господних, изображавшеюся в мистериях идуховных церемониях. Сценой служила сначала церковь, потом появилисьособые открытые сцены; язык представлений первоначально был латинский,затем стали прибегать к народному говору. Введение аллегорических фигур,олицетворение пороков и добродетелей вызвало так называемые моралитеты,мало-помалу перешедшие в руки особых обществ (Базош, Confrerie de laPassion); из Франции эти представления перешли в Германию (в настоящеевремя мистерии в Обераммергау и нек. местах Тироля). Сходство сморалитетами имеют английские миракли (пьесы с чудесами). В комическомжанре в средневек. Италии процветала comedia dell'arte, с постояннымитипами (Арлекино, Панталоне, Тарталья, Грациано, Коломбина и т. д.). ВГермании подражанием ей явился Hanswurst, до начала XVIII в.господствовавший в театрах; в имперских городах в ходу были другие игры,на маскарадах и в святочных обрядах. С эпохой возрождения в Италииявилась художественная драма, с реформацией у новейших романских игерманских народностей - национальная драма. Первая в трагедииограничивалась воспроизведением классических черт, в комедии рисовалафривольные и часто безнравственные картины (Макиавелли, Дж. Бруно).Национальная драма в Испании (католич. направл.) и в Англии (протест.направл.) развивала средневековые драматические зачатки, Франция же иГермания порвали с последними, чтобы воспринят и воспроизвести посвоему, первая - римскую, вторая - эллинскую идеи. Как в античной Д. центр тяжести лежит во внешних силах (в положении),так в новейшей - во внутреннем мире героя (в его характере). Классикинемецкой Д. (Гете и Шиллер) старались сблизить оба эти принципа.Новейшую Д. отличают более широкий ход действия, разнообразие ииндивидуальные черты характеров, больший реализм в изображении внешнейжизни; отброшены стеснения античного хора; мотивы речей и поступковдействующих лиц более оттенены; пластичное древней Д. замененоживописным, прекрасное соединено с интересным, трагизм - с комизмом, инаоборот. Разница между английской и испанской Д. та, что в последнейнаряду с поступками героя играет роль шаловливый случай в комедии имилость или гнев божества в трагедии, в первой же участь героя целикомвытекает из его характера и поступков. Испанская народная Д. высшегорасцвета достигла в Лопе де Веге, художественная - в Кальдероне;кульминационный пункт английской Д. - Шекспир. Через Бен Джонсона и егоучеников в Англию проникли влияния испанские образцы боролись сантичными; благодаря основанной Ришелье академии, последние одержаливерх и создалась французская (псевдо) классическая трагедия, на правилахдурно понятого Корнелием Аристотеля. Лучшей стороной этой Д. былиединство и законченность действия, ясная мотивировка и наглядностьвнутреннего конфликта действующих лиц; но из-за недостатка внешнегодействия развился в ней риторизм и стремление к правильности стеснилоестественность и свободу выражения. Выше всех стоят в классич. трагедиифранцузов Корнель, Расин и Вольтер, в комедии - Мольер. Философия XVIIIв. произвела перелом во французской Д. и вызвала т. н. мещанскуютрагедию в прозе (Дидро), занявшуюся изображением трагизма обыденнойжизни, и жанровую (бытовую) комедию (Бомарше), в которой осмеивалсясовременный общественный строй. Это направление перешло и в немецкую Д.,где до тех пор господствовал французский классицизм (Готшед в Лейпциге,Зонненфельс в Вене). Лессинг своей "Гамбургской драматургией" положилконец ложному классицизму и создал немецкую драму (трагедию и комедию),по примеру Дидро. Указав в то же время на древних и на Шекспира какпримеры для подражания, он проложил путь нем. классической Д., расцветомкоторой было время Гёте (испытавшего на себе сначала влияние Шекспира,потом древних, наконец, в Фаусте, средневековых мистерий) инациональнейшего немецкого драматурга, Шиллера. Новых оригинальныхнаправлений после этого в Д. не возникало, но зато появлялисьхудожественные образцы всех родов др. поэзии. Наиболее заметно унемецких романтиков подражание Шекспиру (Г. Клейст, Граббе и др.).Благодаря подражанию Шекспиру и испанскому театру произошел переворот иво французской Д., новую жизнь в которую внесла и разработка социальныхпроблем (В. Гюго, А. Дюма, А. де-Виньи). Образцы салонных пьес далСкриб; моральные комедии Бомаршэ возродились в драматических картинахнравов А. Дюма-сына, Э. Ожье, В. Сарду, Пальерона и др. О драме вообще см. "Гамбургскую драматургию" Лессинга (пер.Рассадина); A. W. Schlegel, "Vorlesungen uber dramatische Runst undLiteratur" (Гейдельберг, 2-е изд., 1817); Freytag, "Technik des Dramas"(4 изд. Лейпциг, 1881); Carriere, "Die Runst in Zusammengange derRulturentwickelung" (3 изд. 1877, русский перевод Е. Корша - "Искусствов связи с общим развитием культуры", М., 1870-75); Klein, "Geschichtedes Dramas" (Лейпциг, 1865-76); Ал. Веселовский, "Старинный театр вЕвропе" (М., 1870); Alph. Roger, "Histoire uniberselle du theatre" (П.,1869); П. Полевой, "Исторические очерки средневековой Д." (СПб., 1865);Аверкиев, "О драме. Критическое рассуждение", с приложением статьи: "Триписьма о Пушкине" (СПб., 1893).
Значение слова ДРАМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ДРАМА
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012