впоследствии папа Сильвестр II (999-1003); род. в конце 40-х гг. Х столетия в Оверни, происходил из очень бедной семьи и еще ребенком отдан был в монастырь св. Геральда в Аврилак, где в монастырской школе, пользовавшейся довольно широкой известностью, получил первое образование. Жажда знания побудила молодого монаха предпринять путешествие по северной Франции: он навестил знаменитые монастырские школы в Реймсе и Флёри; в 967 г. отправился в Испанию, где ознакомился с арабской образованностью и даже, как передает средневековая легенда, учился в Кордовском и Севильском университетах арабскому чернокнижному искусству. В 970 г. Г. ездил с поручением в Рим. От внимания папы не ускользнула необычайная ученость молодого монаха; он указал на него императору Оттону I, который принял Г. в свою свиту и поручил ему образование 16-летнего сына своего Оттона. Но Г. недолго оставался в Равенне, где проживал двор: в 972 году он отправился в Реймс, чтобы завершить там собственное образование. 10 лет провел Г. в Реймсе в звании схоластика местной школы и успел приобрести доверие реймского архиепископа Адальберона. В 982 г. Оттон II назначил Г. аббатом Боббио, но ученый монах не сумел ужиться с итальянцами и после смерти Оттона увидел себя вынужденным покинуть аббатство и вернуться в Реймс. Вместе со своим покровителем Адальбероном Г. присутствовал на собрании в Санли, где состоялось избрание во французские короли Гуго Капета. Политические симпатии Г., как и Адальберона, были всецело на стороне восстановленной Оттонами империи. Национальному обособлению государств, к середине Х в. уже достаточно ярко обнаружившемуся, он не придавал никакого значения; его мечтой было возрождение древней Римской империи, в состав которой должны войти все государства, принадлежавшие к монархии Карла Великого. Избрание Гуго должно было сломить могущество французских Каролингов, не признававших новой империи Оттонов, и подготовить путь к окончательному торжеству последней. Ввиду этого Г. особенно хлопотал об установлении хороших отношений между вновь избранным королем и Оттонами. Он неоднократно ездил из Реймса ко двору последних и добился по крайней мере того, что Германия не поддержала Каролингов в их борьбе с Капетингами. Каролингская партия потерпела совершенное поражение. Над взятым в плен ее вождем, архиепископом Арнульфом, был наряжен суд, который низложил его и передал его кафедру Герберту. Папа не мог допустить такого самоуправства: он объявил епископов, участвовавших в низложении Арнульфа, отлученными от церкви, а Г. приказал оставить самовольно занятую кафедру. Тщетно Гуго посылал звать папу во Францию, думая уладить дело личным свиданием: папа остался непреклонным, но по ходатайству Оттона III в следующем же 998 году получил архиепископскую кафедру в Равенне. Реймский спор замечателен особенно тем, что знакомит нас с отношением Г., которому впоследствии суждено было самому носить папскую тиару, к власти римского первосвященника. В сочинении "Реймский собор", написанном в 994 г. по поводу низложения Арнульфа, есть немало мест в духе галликанизма. В письме к германскому епископу Вильдероду Г. жалуется на то, что вмешательство папы в дела французской церкви наносит ущерб власти епископов и угрожает самостоятельности государства; еще резче он высказывается в письме к архиепископу Сигуину. Эти сочинения Г. были несколько веков спустя драгоценной находкой для протестантов, которые впервые и обнародовали их (1567 и 1600). Когда по воле Оттона III Г. в 999 г. надел на себя папскую тиару, реймские учения были тотчас же забыты и новый папа отнюдь не думал поступаться своими правами на неограниченное господство над римской церковью. Что касается планов восстановления империи, то Г. и тогда, когда сделался папой, не отказался от их осуществления. Незадолго перед этим он окончательно порвал с Капетингами, подписавшись одним из первых под протестом против брака короля Роберта с Бертой. Принимая имя Сильвестра, Г. тем самым указывал на то, что отказывается от честолюбивых притязаний, обнаруженных перед тем папством, и будет, подобно первому Сильвестру, все свои надежды строить на покровительстве христианского императора. И действительно, в герберговском идеале восстановления древней империи первых времен христианства не было места теократическим притязаниям пап. Кроме того, и фактическое положение Сильвестра II было не таково, чтобы он мог мечтать о какой-нибудь самостоятельной роли в политике: в своем дипломе Оттон III ясно подчеркивает то обстоятельство, что Сильвестр обязан тиарой исключительно ему. Впрочем, это не помешало папе стать в близкие и даже менторские отношения к императору. Источником для биографии Г. служит его любопытная переписка со времени назначения его аббатом Боббио и до избрания в архиепископы равенские (983-998). Как ученый, Г. вряд ли имел себе равного между современниками. Он с любовью изучал латинских классиков, которых ему удавалось находить в монастырских библиотеках. Замечательны были познания Г. также в области точных наук. Известны его сочинения, изд. в 1867 г.: "Regula de abaco computi", в котором означаются методы расчета с помощью графических абаков у арабов; "Libellus de numerorum divisione", далее "Geometria", заключающая некоторые формулы для измерения площадей, заимствованные из древнеиндийских сочинений. Слава учености Г. еще при его жизни прогремела во Франции, Германии, Италии, Испании. Со всех сторон стекались к нему многочисленные ученики, к числу которых принадлежали французский король Роберт и император Оттон III. Ср. Н. Бубнов, "Сборник писем Г. как исторический источник (983-997). Критическая монография по рукописям" (СПб., 1888-1889). Там же указана и вся чрезвычайно обширная литература по этому вопросу.
Значение ГЕРБЕРТ АВРИЛАКСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ГЕРБЕРТ АВРИЛАКСКИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012