Значение ВЫХОДЫ И ВЫЕЗДЫ ЦАРСКИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ВЫХОДЫ И ВЫЕЗДЫ ЦАРСКИЕ

составляют одну из самых характеристических сторон древнего царского быта. Они были или "богомольные", или "небогомольные". Последние совершались государем в переднюю комнату для приема бояр и других ближних людей, явившихся "ударить челом государю" (почти ежедневно после утренней молитвы), в грановитую или в другую палату для приема иностранных послов, в боярскую думу, на охоту и.т. д. Из числа В. богомольных одни совершались государем ежедневно для слушания церковной службы, по большей части в дворцовой церкви, и назывались повседневными, или обыкновенными, отличаясь от других — праздничных и торжественных — меньшею пышностью, значительно меньшею свитою бояр, сопровождавших государя и т. д. Выходы праздничные и торжественные возвещались особым, выходным колокольным звоном и совершались государями почти при всех торжествах, отправляемых церковью. Если церковь была близко от дворца и позволяла погода, то государь шел пешком; в противном случае ехал в карете, а зимою в санях, в сопровождении бояр и прочих служилых и дворовых чинов. В особо же торжественных случаях и во время больших праздников государь облекался в царский наряд. Свита, окружавшая государя, была также одета более или менее богато, смотря по значению празднества и соответственно одежде государя. Если боярин был беден и не имел богатой одежды, то на время выхода такую одежду ему выдавали из царской казны. Впоследствии, при царе Федоре Алексеевиче, издан был даже особый указ (1680), которым назначено было, в какие праздники в каком быть платье при царских выходах. Самыми торжественными выходами государя были В., совершаемые в день новолетия, т. е. нового года (1 сентября), в Рождество Христово, в Крещение с ходом на Иордань, в прощеные дни масленицы, в Благовещение, в неделю Ваий, в прощеные дни Страстной недели, в Троицын день и, наконец, в день Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня, 1-го августа.Выходы и выезды цариц, так же как и царей, были "богомольные" и "небогомольные". Первые, кроме того, подразделялись на обыкновенные, или повседневные, и праздничные.См. Забелина, "Домашний быт русских царей и цариц", т. I и II, и Строева, "Выходы государей, царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича" (М. 1844 г.); "Выходы", изд. Строевым — выходные книги, заключающие в себе записи платья, какое государи надевали при выходах торжественных и обыкновенных.В. Р.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.