секта, появившаяся в с. Хрящевке Ставропольского у. Самарской губ. Адепты нового учения перестали ходить на сходы, отказываются принимать участие во многих мирских делах, не несут некоторых общественных повинностей, не исполняют некоторых приказов местных сельских властей и называют себя "Ц.". Главой этого учения выступила местная крестьянка Анна Юркина, одна из беднейших жительниц села Хрящевки. Объявив себя "царской уполномоченной", она начала якобы хлопотать о наделении крестьян "царской десятиной", мерой 900 саж. в квадрате, и взимала немалую мзду с желавших "сесть" на эту царскую десятину. Как сами Ц., так и крестьяне окружных с Хрящевкой селений звали Юркину (конечно, иносказательно) "царицей", а уполномоченного ее, крестьянина Петра Семенова (в прямом смысле) — "генералом". Этот "генерал", бойкий, полуграмотный, составлял воззвания, которыми вымогал у своих приверженцев деньги, а равно и вербовал новых последователей. Деньги эти "генерал" передавал Юркиной, которая и тратила их якобы на хлопоты по отмежеванию "царской десятины". Много семейств "уверовали" в учение Юркиной и превратились в нищих. Юркина и ее "генерал" перевели своих последователей с "высшей статьи" на "низшую статью". Что говорит первая — неизвестно; вероятно, она толкует о смирении и трудолюбии. Последняя, "низшая статья" разрешает неисполнение некоторых приказаний местных властей. Если приходится описать у "царского" за недоимку 10 пд. хлеба из амбара, наполненного сотней и более пудов того же хлеба, то по продаже этих десяти пудов "царский" отказывается от остального хлеба и хлеб непроизводительно гниет. При конной переписи Ц. отказываются выводить лошадей, а если лошадей все-таки выводят, то они отказываются принимать их к себе обратно. Когда к Ц. являются власти с какими-либо требованиями, то они, отказываясь исполнять приказания, смиренно уходят со двора, предоставляя властям распоряжаться в доме по их усмотрению. Это последнее обстоятельство, быть может, и служит причиной той терпимости и некоторой симпатии, какими пользуются Ц. Царские с каждым годом беднеют, но это не мешает вербовке новых последователей этого учения. См. "Миссионерское обозрение", 1900, декабрь (стр. 799—800).
Значение ЦАРСКИЕ, СЕКТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЦАРСКИЕ, СЕКТА
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012