(Hoene Wronski) — польский мистик и математик (1778-1853). Собственно его фамилия — Гёне и он переименовал себя только около 1815 года в Париже. В 1794 году В. принимал в качестве офицера артиллерии участие в защите Варшавы от прусских войск. В мацеевицкой битве он взят был в плен, но генерал Тормасов отпустил его, после чего В. поступил офицером в русскую армию. В 1797 г. В. вышел в отставку и отправился в Германию, где изучил юридические науки. Отправившись затем в Париж и Марсель, он поступил было в польский легион, но затем опять отправился в Германию, чтобы изучать там историю философии и высшую математику. Целых десять лет усидчиво работал он и, возвратившись в 1811 г. в Париж, всецело отдался ученой деятельности. В. не ограничивался одной областью науки, но стремился включить в круг своих занятий так называемые универсальные идеи. Руководящей его идеей был мессианизм, как он сам ее назвал и который, по учению Вронского, должен вести человечество по пути к абсолютной правде и абсолютному добру. Он учил, что только теперь человеку кажется, будто абсолют для него недоступен, но придет время, когда взгляд этот переменится. К осуществлению этого идеала в будущем призваны славяне; в особенности он возлагал большие надежды на Россию; свои взгляды на этот предмет он изложил в открытом письме, прямо адресованном русскому императору (Метц, 1851). В религиозном отношении В. был горячим приверженцем католицизма, хотя признавал, что все догматы, будучи только гипотезами, имеют временную силу и будут сменены абсолютными истинами. Сочинения В. еще до сих пор недостаточно исследованы, но все, сколько-нибудь познакомившиеся с ними, того мнения, что наряду с бреднями всякого рода здесь встречаются мысли чрезвычайно замечательные. Ум В. отличался необыкновенной способностью свободно вращаться в сфере самых абстрактных понятий; вот почему самыми замечательными его произведениями являются его сочинения по высшей математике. Лагранж был того мнения, что теории В. могут произвести переворот в науке. Но болезненная гордость В., его наклонность к мистицизму и, наконец, недоступность для понимания его сочинений привели к тому, что его объявили помешанным и не обратили внимания на его труды. Только теперь за границей, и особенно во Франции, начинают снова заниматься изучением его математических теорий, и постоянно увеличивается число его поклонников, которые доказывают, что Вронский гениальный математик, не понятый своими современниками. Более важные его сочинения: "Introduction ? la philosophie de math?matique" (1811); "Resolution g?n?rale des ?quations de tous les d?gr?s" (1812); "Philosophie de l'infini" (1814); "Canon des logarithmes" (1829; русский перевод, 1845); "Messianisme" (1831); "Instruction pour l'anneau arithm?tique" (1833); "Metapolitique" (1840); "Prol?gom?nes de messianisme ou le destin de la France, de l'Allemagne et de la Russie" (1843); "Adresse aux nations Slaves" (1847); "Adresse aux nations civilis?es" (1848); "Cents pages decisives" (1849); "Epitre ? S. M. l'Empereur de Russie" (1851); "Philosophie absolue de l'histoire" (1852). Он умер в бедности в 1853 г. в Париже, оставив после себя одного только адепта своего учения - Фому Букатого, — посвятившего ему книгу: "Hoene Wro?ski i jego udzia? w rozwini?ciu ostatecznem wiedzy ludzkiej" (Париж, 1844).И. Л.
Значение ВРОНСКИЙ ГЁНЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ВРОНСКИЙ ГЁНЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012