Значение ВАСИЛЬКО РОСТИСЛАВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ВАСИЛЬКО РОСТИСЛАВИЧ

князь Теребовльский, сын Ростислава Владимировича, князя Тмутараканского, правнук Ярослава Великого. В. Р. вместе со старшими братьями, Рюриком и Володарем, жили при отце в Тмутаракани, этом убежище обделенных князей. По смерти отца в 1066 г. братья изгнаны были из Тмутаракани, которою, впрочем, они опять овладели в 1080 г. Изгнанный оттуда вторично Олегом Святославичем, кн. Черниговским, В. один пошел пустошить в 1081 г. польскую Подолию. Вскоре Ростиславичи нашли убежище у дяди своего, Ярополка Изяславича, князя Владимира Волынского. Пользуясь отсутствием дяди, братья заняли силой Владимир Волынский, но, выгнанные оттуда Владимиром Мономахом, получили в 1084 году: Володарь — Перемышль, а Рюрик — Теребовль. В. Р. оставался при братьях без удела, и между тем как последние участвовали в ссорах князей, В. пустошил Польшу с половцами, которых и отвлек тем от опустошения Руси. По смерти брата своего Рюрика В. наследовал его удел. В 1097 г. он вместе с братом своим Володарем был на известном съезде в Любече, где князья клялись прекратить междоусобия и обратить совокупные силы на врагов Руси. После съезда Давид Игоревич Владимиро-Волынский, заехав к великому князю в Киев, оклеветал перед ним В. в коварных замыслах и убеждал схватить его. В это время В. через Киев заходил помолиться в Выдубицкий Михайловский монастырь. Святополк Изяславич колебался, но, наконец, послал просить В. к себе на именины. Тот отказался, так как спешил домой, готовясь к войне с поляками. Давид истолковал этот отказ в пользу своего доноса, и великий князь вторично пригласил В. хотя бы только проститься. Несмотря на предупреждение о грозящей ему опасности, В. явился к Святополку, который, ласково встретив его, вышел распорядиться насчет угощения гостя. В. дружески заговаривал с Давидом, но тот угрюмо молчал и, наконец, тоже вышел. Вслед за тем явились воины и заковали В. в двойные оковы. На следующий день великий князь собрал бояр и граждан и изложил им донос Давида. В. осудили на смерть, но духовенство, узнав об этом, требовало освобождения его. Бесхарактерный Святополк не устоял, однако, перед убеждениями Давида и выдал ему В.. Давид ночью выехал с несчастным Ростиславичем из Киева в Белгород; на дороге остановились около какой-то хижины ("истобка мала") и ввели в нее В., на глазах которого расстилали там ковер и точили нож. Несчастный князь догадывался, что его ожидает, и несмотря на то, что был скован, долго сопротивлялся злодеям; наконец, его повалили на ковер, на грудь положили доску, на которую сели двое из злодеев с такой силой, что в груди князя захрустели кости; затем святополков овчар, родом торчин, вырезал у несчастного князя глаза, которого после этой операции, бросив в телегу, повезли во Владимир, где Давид заключил его в темницу. Между тем, Владимир Всеволодович (Мономах) с Олегом и Давидом Святославичами, негодуя на коварство Игоревича и попустительство Святополка, осадили последнего в Киеве и требовали, чтобы он или схватил Давида, или выгнал его. Последний для предотвращения грозившей ему опасности подсылал к узнику некоего Василя с просьбой воздержать Владимира Всеволодовича от войны и обещанием дать ему за то либо Всеволож, либо Шеполь, либо Перемил. В. на первое предложение дал согласие, но на второе изъявил удивление, почему Давид дает ему свои города (когда он имеет свой удел)? Любопытны беседы В. в заключении с помянутым Василем (которому принадлежит вошедшее в летопись сказание об этом событии и которого считают продолжателем Нестора), в которых он объясняет, что Господь наказал его за гордость: он надменно думал, что с торками, берендеями, половцами и печенегами один завоюет Польшу, свою землю заселит пленниками из дунайских болгар, а потом будет проситься у Святополка и Владимира на половцев, чтобы или добыть славы, или голову свою положить за Русскую землю.Ведя переговоры с узником, коварный Давид в то же время хотел уже присоединить Теребовль к своему уделу, но тут на него вооружился брат В. Володарь и осадил его в Бужске, куда тот скрылся. Давид вынужден был освободить В. и заключить с Володарем мир. Однако же, Ростиславичи в 1098 г., несмотря на мир, пошли на Давидову волость: сожгли г. Всеволож, избили жителей его, а затем, подступив ко Владимиру, требовали от граждан выдачи трех советников Давида, виновников Василькова ослепления. Боясь возмущения граждан, Давид приказал выдать только двоих: третий бежал в Киев. Теперь поднялся на Ростиславичей великий князь: он хотел лишить их уделов, но на Волыни разбит был Володарем. В битве участвовал и слепой Василько; держа в руках крест, он громко кричал Святополку: "Вот мститель твой!" Через год Давид потребовал нового съезда князей: он хотел оправдаться в своем злодействе. Ростиславичи отказались явиться на съезд несправедливых судей, но князья в 1101 г. все-таки постановили решение, выполнения которого требовали через послов: чтобы Теребовль отдан был Святополку, а В. Володарь взял бы к себе или отпустил бы к дядям, которые обязываются "кормить" его. Ростиславичи с негодованием отвергли это требования. Затем, под 1117 г., летописи отмечают поход В. к Владимиру Волынскому с Владимиром Мономахом, который ходил тогда на помощь сыну своему Андрею, осажденному во Владимире Ярославом, или "Ярославцем", сыном вел. кн. Святополка, — а под 1122 г. говорят о выкупе им за 20000 гривен серебра брата своего Володаря, взятого в плен поляками. Позже В. перешел на сторону "Ярославца", с которым осаждал Андрея Владимировича во Владимире в 1123 г.; но по убиении Святополкова сына возвратился в Теребовль и там в следующем 1124 г. скончался, оставив по себе двух сыновей, Ивана и Григория."Полное собрание росс. лет." (т. I, II, ??I, VII под встречающимися в ст. годами и отчасти V).А. Экземплярский.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.