(древнеперсид. Ahriya mainyus, зендское a?hro-mainyus, т. е. всеуничтожающий дух) представляет собою в религии Зороастра олицетворение зла, и потому в древнеперсидских клинообразных письменах носить эпитет duwaista, т. е. ненавистный. А. не обладает самостоятельною творческою силою, как Ормузд (Арумазда), но во всякое чистое и доброе творение Ормузда он может заронить зерно зла. Поэтому он является источником вредных сил природы, болезней, неурожая, творцом ядовитых растений, хищных зверей; к нему вообще сводятся все физические и моральные бедствия. Ему, далее, покорны все даевы (Девы), т. е. духи зла, он властелин смерти и мрака и представляется, таким образом, противовесом и вечным врагом Ормузда и его блаженного царства света. Когда наконец три спасителя (Сосиеши, по зенд. ?aosyans), в особенности третий, победят Ар. и уничтожат сонмища его демонов, тогда утвердится безраздельное господство Ормузда над всем миром.
Значение слова АРИМАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое АРИМАН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012