Значение АДАМ И ЕВА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое АДАМ И ЕВА

? прародители человеческого рода. (Адам по-еврейски ? человек, Ева ? Haviva ? земля как мать всего живущего). В 1-й Моисеевой книге мы встречаем два указания на сотворение человека. Первое говорит, что Бог создал на 6-й день мужчину и женщину, по своему образу и подобию (1, 26?30). Второе, что Бог создал сперва одного человека (по-евр. ? adam) из земли (евр. adama) и поселил его в прекрасном саду, где находились два заветных дерева: древо жизни и древо познания добра и зла. Еву Бог создал позднее, вынув ребро у спящего А. (см. гл. 2?3). Дальнейшее человечество произошло после грехопадения и изгнания первых людей из рая, от Каина (гл. 4) и Сифа (гл. 5). По еврейскому сказанию, А. покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию ? на Голгофе.

С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зендавесты у персов. Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни ? H ô m, плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман в образе змия является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертной души. По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору. В Коране сказано, что Бог создал тело из глины, а душу из огня. Все ангелы признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где поселился А. В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первых людей, и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся А. и послал архангела Гавриила научить его заповедям Божьим на том самом месте, где позднее был воздвигнут храм в Мекке. А. свято исполнял заповеди, за что через 2000 лет на горе Арарат вновь нашел свою жену. А. похоронен на горе Абукаи, около Мекки. Позднейшие сказания иудеев и мохаммедан собраны Эйзенменгером ("Entdecktes Judenthum, Франкф., 1700 г.) и Гербелотом ("Biblioth è que orientale"). В новой священной истории, как и в древнем Моисеевом сказании, первый человек А. является виновником греха и смерти (Рим. 5, 14), ему противопоставляется Христос, второй А., виновник жизни и бессмертия. В толковательной системе христианских гностиков и манихеев и в откровении мандеев А. считается первым безгрешным существом в мире духов. В средние века А. и Е. часто изображали на произведениях искусства. Эти фигуры встречались на серебряных и цинковых купелях XIV и XV столетий, в преддвериях готических церквей; фигуры изображались опоясанными листьями смоковницы, подле древа познания добра и зла; внутри же одной церкви Е. изображена за прялкой с ребенком, а А. ? за плугом. В средние века история первых людей служила темой для мистерий, например, во Франции. К древней христианской литературе относятся так называемые Адамовы книги, из них наиболее известны эфиопские (по-нем. Дильман, Геттинг., 1853 г.). Здесь фантастично обрисована жизнь первых людей с примесью догматических взглядов на первобытное состояние, на грехопадение и искупление, на котором построена дальнейшая история людей до смерти Ноя; потом уже идет в хронологическом порядке до Р. Х.

Как евреи, так и персы, можно полагать, заимствовали свои предания о первых людях из древних ассиро-вавилонских источников, так как тождественные сказания находятся и в клинообразных надписях, составленных за 2000 лет до Р. Х., т. е. задолго до Моисея и Зороастра, и открытых в новейшее время в развалинах древней Ниневии. На одной плитке из коллекции плиток, извлеченных из развалин Сарданапалова дворца, хранящихся в Британском музее, находится следующая фрагментарная надпись: "После того как боги сотворили живых существ, скот и зверей и гадов полевых... бог (Хао) создал двоих...". Здесь, очевидно, речь идет о сотворении первого человека, и ассирийское предание, таким образом, согласуется с приведенною нами первою редакциею библейского сказания. Подобное же совпадение между библейским и древневавилонским преданием находим и относительно сказания о грехопадении, которое в ассирийских источниках иллюстрируется даже барельефными изображениями. Так, один барельеф на цилиндре, хранящемся также в British museum, изображает мужчину и женщину, сидящих у дерева и простирающих руки к его плодам. Сзади женщины подымается змея. Другой барельеф представляет также покрытое плодами дерево, окруженное крылатыми фигурами. Очевидно, первый барельеф изображает факт вкушения запрещенного плода, а второй ? изгнание из рая и охранение его херувимами. См. Дж. Смит, "The Chaldean Account of Genesis" etc., в немецком переводе "Chald a ische Genesis" (Лейпциг, 1876).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.