Значение слова ЧЕРТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ЧЕРТ

Черт (черт, от черный) - термин употребляемый народом, как родовоеназвание, для обозначения всякого рода злых духов стариннойдохристианской веры, а также в смысле христианского образа сатаны,дьявола, искусителя и врага рода человеческого ("нечистая сила"). Вобоих этих значениях, генетически связанных между собой и пережившихцелую эволюцию, фигура и идея Ч. проходит через историю всех религий,начиная с самых первобытных. Начало этой идеи кроется в самых раннихстадиях человеческого мышления. Еще задолго до возникновения каких бы тони было религиозных идей, в уме первобытного человека, под влияниемопыта, сложилось представление о двух категориях явлений и деятелейокружающей его среды: одних - благоприятных и полезных для него, других- вредных, страшных, гибельных. С возникновением анимизма,одухотворявшего явления и объекты неодушевленной природы и наделявшегоих психикой и волей человека, указанные две категории явлений и живыхдеятелей природы обращаются в категории высших существ, с одной стороныдобрых, т. е. сознательно благодетельствующих человеку. и злых, т, е.сознательно ему вредящих и несущих гибель. В природе, действительно,немало явлений, заставляющих первобытного человека, не поднявшегося допонимания ее законов, видеть во всех явлениях, близко его затрагивающих,результат целесообразной воли разумных существ, вызывающих эти явления.Рыбы, являющиеся в определенные сезоны, без чего на севере человек немог бы существовать, гигантские плодовые деревья тропических стран,дающие человеку пищу и кров, бушующее море, выбрасывающее на берегсъедобные водоросли, моллюски и даже огромных животных, и масса томуподобных явлений вызывают представление о добрых. божествах, сознательноблагодетельствующих ему. С другой стороны первобытный человек не можетсебе представить, напр., чтобы близкий ему человек, которого он толькочто видел здоровым и бодрым, вдруг стал корчиться от боли или палбездыханным трупом, без того, чтобы тут в дело не вмешалось могучее злоесущество, сознательно злоумышляющее против него. Точно также должны емурисоваться грозные явления природы - грозы, бури, наводнения,землетрясения - действиями страшных божеств, злоумышляющих либо противнего, либо против равных им существ, вступивших с ними в борьбу. Всякиенеприятности и бедствия, возможные в житейском обиходе, даже случайнаяпотеря какой-нибудь вещи, случайное спотыкание, усышка масла в сосуде,порча провизии в амбаре и т. п. мелочи - все это дело духов, которыекишмя кишат вокруг человека, принимая тысячи образов, начиная с мелкоймухи, ящерицы, жабы и кончая крупными зверями в роде медведей, тигров,крокодилов и т. д. первобытные представления не знают, однако, единогообщего представителя зла позднейших религий; да и в этих последнихединый представитель зла - напр. Ариман Заратустры - только хозяин,начальник целого сонма злых духов. Злые существа, главным образомживотные, чаще всего живут целыми родами, породами, как люди, и хотякаждый род имеет своих хозяев, но последние вовсе не управляют злымиделами своих сородичей. Очень часто творцами зла в первобытных религиях,как и в позднейших, являются своего рода падшие ангелы, отвергнутыесвоими "хозяевами" и действующие вопреки их воли. Так у северных народовмедведи считаются добрыми божествами, и если случайно медведь задеретчеловека, то это медведь сумасшедший, изверг, отверженец, покинутый напроизвол судьбы своими хозяевами. Еще в одном отношении первобытныерелигии предупредили позднейшие: многие губительные для жизни явленияони рассматривают как знаки мудрого благожелательства богов. Так, напр.,смерть от утопления, от нападения диких зверей считается у многихпервобытных племен результатом желания тех или других богов (водяных,лесных) приобщить к своему роду тех или других индивидов, какспециальных избранников. - В кознях злых существ нет ничего фатального,предопределенного, но все бедствия, сопутствующие жизни, всецело дело ихрук: люди никогда не умирали бы, если бы не козни этих существ, которыето забираются в тело человека, медленно поедая его, то внезапно уносятего душу или одним ударом уничтожают его тело. Позднейшее представлениео том, что смерть внесена в этот мир особым духом зла, ведет, такимобразом, свое начало от самых первобытных религиозных представлений. Тамже коренится идея борьбы со злыми духами, целиком перешедшая и в мировыерелигии. До недавнего времени думали, что первобытные племена относятсясовершенно равнодушно к своим добрым богам, между тем как именно злымони действительно поклоняются и приносят жертвы. В действительности этоне так. Поклонение и жертвы воздаются обыкновенно только добрымбожествам; со злыми ведется борьба, приемы которой сложились вграндиозную систему шаманства. Рыцари этой борьбы - избранники-шаманы,любимцы благодетельных божеств, с помощью которых изгоняются духиболезни из тела больного, отыскиваются унесенные души и вообщепредотвращаются все козни злых духов. Поле деятельности злых духов неограничивается только человеком: сами боги, благодетельные для человека,несвободны от посягательств злых божеств: и им приходится защищатьсяпротив них всякими средствами. Амурские инородцы часто изображают своихвеличайших богов (хозяев тигра и медведя) с амулетами на груди, которыеих должны защищать от злых духов. Чаще всего между ними происходитоткрытая борьба, иногда бесконечная. Этой борьбой наполнена история всехрелигий. Герои ее - везде одни и те же грандиозные или грозный явленияприроды, олицетворенные в образы животных и человекоподобных существ:Вишна и Шива, Ормузд и Ариман, Озирис и Сет, Зевс и Тифон, Юпитер иСатурн, Тор и Локи, Белбог и Чернобог, многочисленные аналогичныебожества первобытных народов - почти тождественные представителиблагодетельных и губительных начал света и тьмы, дождя и засухи, жизни исмерти и т. п. За ними стояли целые сонмы меньших богов и демонов.боровшихся между собой. Тождественны также у самых различных народовчасто даже образы животных, в которых облекаются представители злыхсуществ. Достаточно упомянуть универсальный образ змея и дракона,ведущий свое начало от сходства молнии со змеем: он встречается у самыхотдаленных друг от друга народов, как северо-амеpиканские индейцы (змей,поедающий яйца - гигантской благодетельной птицы), египтяне (Сет, в видезмея Апеп; собирающийся проглотить солнце), греки (Аполлон, начинающийсвою карьеру борьбой с драконом) и т. д. Таким образом зрелищеобъективной борьбы стихий и животного мира, и субъективное ощущениеблагодетельности и губительности тех или других явлений природы, в связис общим анимистическим мировоззрением, послужили тем фундаментом, накотором постепенно выросло дуалистическое мировоззрение о борьбе двухпротивоположных начал. дуализм этот, результат долгой эволюции, в началене имел никакого отношения к этическим категориям добра и зла,ограничиваясь сферами полезного и вредного для человека, светлого имрачного, веселого и страшного, открытого и обманчивого в деятеляхприроды. Мало того: чертами дуализма отличаются даже сами представителитого и другого начала. Достаточно немногих примеров из греческоймифологии. Отец богов. благодетельный Зевс, источник тепла и влаги - вто же время гневный. громовержец. Лучезарный Аполлон, победитель тьмы -в то же время истребитель, посылающий эпидемии и внезапную смерть.Богиня чистого ясного неба, всеобщая оплодотворительница Афина - в то жевремя кровожадная богиня войны. И наоборот, Гефест, типично демоническоесущество, является насадителем культуры среди людей. То же мы видим вовсех мифологиях европейских народов, в том числе и славянских, укоторых, не смотря на наличность дуализма в лице Бело - и Чернобога,Перун - такая же двойственная фигура, как и греческий Зевс. Толькопостепенно дуалистические представления приобретают этический характер,и сферы деятельности обоих элементов начинают строго разграничиваться.Свое высшее выражение чистый дуализм нашел в религии Зороастра,оказавшей такое огромное влияние на все мировые религии. Здесь мы ужевидим и полное разграничение сфер деятельности, и яркую этическуюокраску. "В начале была пара близнецов, два духа, каждый с особым родомдеятельности. Это добро и зло в мыслях, словах и делах. И в этом учении.однако, немало следов более грубых материальных представлений. ипервоначальной двойственности самого родоначальника добра Ормузда, окотором в одном месте Зенд-Авесты читаем, что "как добрый, так и злойдух созданы Ормуздом". С введением христианства в Европе к старым"черным" богам язычества присоединились и все добрые боги старыхмифологий, перечисленные в слуги дьявола, под знаменем которогообъединялось все то. что упорно продолжало жить в двоеверии масс отстарого языческого быта. С течением времени образовался настоящий тайныйкульт дьявола, немало обязанный препирательствам теологов и глубокомуневежеству средневековья. Споры с гностическими сектами о роди дьявола,обилие сект, взаимно обвинявших друг друга в служении нечистой силе,злоупотребление эксорсизмом со стороны невежественного духовенства,появление дьявола на церковной сцене, где он вместе со своим защитником(advocatus diaboli) вел процесс с Триединым, всеобщая вера в чародействои магию, нелепая легенда о возможности не только насильственногоподчинения дьяволу в виде одержимости, но и свободного договора с ним,жестокие преследования за мнимое общение с дьяволом, наконец, тайноеисполнение деревенским население языческих обрядов, исполнение, которое,вследствие своей таинственности странного смешения языческих ихристианских элементов, выросло в чудовищные сказки о шабашах ведьм - все это сделало Ч. Конкретным, вездесущим и всемогущим героемсредневековья. Сами теологи формально облекли его телесностью и наделиливсеми атрибутами старого язычества. В XIII в Ч., как громовик вгерманской и славянской мифологии, является среди вихря и бурелома,прокладывая себе путь через чащу, принимая вид лошади, собаки, кошки,медведя, обезьяны, жабы, вороны, филина, быка, летающего дракона,бестелесной тени. Он охотно является и в одеянии, соблазняя женщин, то слицом мавра в темной одежде, то в виде женщин и т.п. Особенность еготелесности - отсутствие задней части тела. Христианские черты в этомизображении: нетвердое знание молитв и символов веры, грубость голосавследствие вечного горения, боязнь креста, святой воды, молитвы,освященного воска и т.п. Что касается его деятельности, то она носитчерты грубого смешения языческих с христианскими представлениями: он -творец всякого физического и морального зла, но он не гнушается и болеемелкой деятельностью; он - и вор, и лекарь, изготовляет любовныенапитки, насылает дурную погоду, соблазняет женщин и мужчин, принимаясоблазнительные образы, готов служить всем и каждому за простоепоклонение, унижается до роли шута и т.д. Его боялись все, заискивали внем люди всех положений и профессий, начиная с папы, епископов, монахов.королей и кончая невежественными крестьянами. В течение целого рядавеков усиленно работали юристы и палачи, борясь с Ч. И предавшимися емупосредством пыток и костров. Даже реформация не могла остановить этойэпидемии. Достаточно вспомнить вождя реформации, Лютера, бросавшего в Ч.чернильницей и верившего в козни ведьм и в договоры с дьяволом. С ростомгуманизма и рационализма образ Ч. Начинает бледнеть; образованные классыперестают верить в его существование. Только в народных массахпродолжает жить вера в козни Ч. И всяких его разновидностей - водяных,леших, эльфов, гномов, русалок, - но и она в значительной степенипотеряла свою реальность, изредка только оживая с особой силой висключительные моменты народных бедствий - холеры, чумы, голода и т.д.Любопытна юмористическая черточка в отношении к Ч., которого частоименуется "глупым", "придурковатым" (Dummer Teufel), легко одурачиваемыми обманчиваемым. Это не результат скептицизма, а пережиток старогоязыческого отношения к злым духам, которые вовсе не предполагалисьнепременно одаренными высшими умственными способностями и с которымиможно было бороться хитростью и обманом. В представлениях нашего народа о Ч. живо сохранились остаткииндогерманской мифологии в смешении с христианскими о дьяволе. Впредставлениях о Ч., как о кузнеце (во многих сказках и пословицах), вэпитете "хромой" узнаем греческого бога подземного огня, ковача молний,хромого кузнеца, повредившего себе ногу при низвержении его с ОлимпаЗевсом - Гефеста, и тождественного с ним германского Локи. Подобнопоследнему, и у нас Ч. рисуется кроме того лгуном, шутником инасмешником. Точно так же живо сохранились черты старых богов грома,туч, грозы (Зевс, Тор, Перун). Teufelskind и Donnerkind (дитя Ч. и дитягрома) - синонимы. Эпитель Ч. лукавый (буквально - изогнутый) происходитот слова лик, которым Перун бросает свои стрелы (Афанасьев). Вихри, бурии грозы - пляски и свадебные праздневства Ч.". Коли дождь иде крозьсолнце, то Ч. дочку замуж виддае" (малорос. пос.). Вихрь на Украиненазывается "чертово висилье"; в Великороссии думают, что во время вихряЧ. с ведьмой венчается. В более старых поверьях во время грозымолниеносные духи вступали в брак с облачными женами; в грозах виделисвадебные торжества и непристойные игры ведьмы с дьяволом. Связывание Ч.с образом козла (на шабашах ведьм Ч. является в виде козла) живонапоминает любимых животных Тора, которыми он утолял свой голод и изкостей которых их снова воскрешал. Черти принимают вид и других животныхстарого животного культа - волков, псов, воронов, змей и т.д. Ч. одинаково легко превращаетсяв великана и в карлика, пролезает в замочную скважину или пустой орех.Часто он является мельником, мелет скоро и бесплатно, но подмешивая кмуке песок; еще чаще - кузнецом, превращающим на горне старух вкрасавиц, калек и уродов в тройных и здоровых красавцев. Ему жеприписывают поднятие гор, бросание скал и камней, хранение золота иоберегание кладов. Черти захватывают маленьких детей и уносят в дебриили подземные пещеры, взрослых девиц похищают себе в жены. В связи состарыми представлениями, что болезни и смерть причиняются злыми духами,не только смерть и болезни часто отождествляются с Ч., но каждая болезньв отдельности называется синонимом Ч.: ср. стрел - Ч. и стрелы -ревматизм, чемор - Ч. и чемер - боль в пояснице, чемерь - головокружение, чернаясмерть - мор и черный - эпитель Ч. (черный шут). Холера, оспа, чумачасто рисуются в образе женщин или животных. Оспа ходит с клювом ипятнает человека щедринками (Великороссия). К болезни обращаются:"прости меня, оспина, прости, Афанасьевна" (Вологод. губ.). Грыжа - отгрызть (злой дух грызет больного - чисто анимистическое представление).К старым языческим представлениям о Ч. присоединились и христианские,иногда странно перемешанные. Так, в Михайлов день кузнецы, заканчиваяработу, ударяют трижды по наковальне молотом. чтобы закрепить наложенныена дьявола оковы (Ч. - языческой кузнец. и Ч. - дьявол, связанный впреисподней). Христианские представления создали синонимы Ч. "нечистаясила" и придали ему характер искусителя, соблазнителя, совратителя душ,сеятеля зла, но пасующего перед священными обрядами и знаками. Вотнисколько пословиц, рисующих христианское влияние. "Много в Ч. силы. даволи ему нет", "Ч. и век не пьет, а людей искушает", "Не с ветруговорится, что Ч. ладону (или правды) боится", "Как Ч. за душойтянется", "Богатому Ч. деньги кует", "Ему Ч. лыки дерет, а он лаптиплетет", "Кого Ч. рогами под бока не пырял" (соединение христ. с языч.элементом). Интересно и старинное насмешливое отношение к Ч., которого всказках любой служивый умеет обходить и надувать. Ср. Roskoff,"Geschichte des Teufels" (Лпц., 1869) и Афанасьев, "Поэтическиевоззрения славян на природу" (М., 1866-69, особ. т. III, гл. XXII). Л. Штернберг.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.