Значение ТРОФЕИ, У ДРЕВНИХ ГРЕКОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ТРОФЕИ, У ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

(????????, tropaeum) ? у древних греков памятник, оставлявшийся на поле сражения в знак победы (собственно ? "бегства" неприятеля, от ????? ? поворот, бегство), причем, если победа была одержана на море, то Т. воздвигался на ближайшем к месту сражения берегу. В тех случаях, когда битва была нерешительной, обе стороны воздвигали по Т. Т. простейшего типа состояли из груды собранного на поле битвы неприятельского оружия, которое шивалось на обчищенный от листьев и сучьев ствол дерева. Памятник водружался на возвышении и посвящался какому-либо божеству, причем на особой надписи отмечались имена победителей и побежденной стороны. Вследствие этого Т. считались неприкосновенными, и даже неприятель не мог их сдвигать с места, за исключением тех случаев, когда Т. воздвигались без уважительной причины. Чтобы раздоры не продолжались в связи с долговременною сохраняемостью трофеев на местах, где они были воздвигнуты, существовал, по-видимому, закон, по которому трофеи делались из дерева, а не из прочных материалов (камня, металла); в случае разрушения, запрещалось их подправлять и восстановлять. Так, известно, что лакедемоняне обвинили фиванцев, перед собранием амфиктионов, в том, что они воздвигли металлический Т. Впрочем, древние писатели свидетельствуют о существовании подобных Т. Морские Т. украшались обыкновенно носами (?????????) кораблей и посвящались Посейдону; иногда в качестве Т., оставлялся целый корабль. Македонские цари не ставили Т. в силу следующего предания. Когда македонский царь Каран, победив Киссея, управлявшего соседней страной, по аргивскому обычаю, воздвиг памятник победы, появившийся с горы Олимпа лев опрокинул Т. и исчез. Поняв из этого знамения, что боги возбраняют увековечивать вражду, Каран и следовавшие за ним македонские цари не ставили Т., если рассчитывали на дружбу с соседями (Павзаний, IX, 40, ¬ 8 ? 9). В силу этого обычая и Александр Великий не увековечил Т. ни одной из своих побед ни над Дарием, ни над индийцами. Римляне первоначально не ставили Т., но уносили домой взятые на поле сражения неприятельские доспехи (spolia), которыми они украшали общественные здания и частные жилища. Позднее, однако, они переняли обычай увековечивать победу Т. у греков: первые Т., о которых сообщают древние писатели, были воздвигнуты Домицием Аенобарбом и Фабием Максимом в 121 г. после победы над аллоброгами, для чего были воздвигнуты при слиянии Роны с Изарой возвышения из белого камня, увенчанные взятым у неприятеля оружием. Помпей поставил Т. в Пиренеях после своих испанских побед, Цезарь ? близ Зелы после победы над Фарнаком, Друз ? близ Эльбы в память поражения германцев. Впрочем, римляне более любили воздвигать Т. в самом Риме, чем на месте сражения; такими Т. служили, например, триумфальные арки.

Н. О.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.