Огюстэн-Эжен (Scribe, 1791?1861) ? французский драматург. Род. в Париже в буржуазной семье. 18-ти лет от роду стал писать для театра. Первые его пьесы не имели успеха; только начиная с "Une nuit de la garde nationale" (1816) он стал обращать на себя внимание и быстро пошел в гору, проявляя изумительную плодовитость, выпуская иногда чуть ли не каждый месяц новую пьесу. До 1880 г. он почти не выходил из области водевиля и легкой комедии; потом он стал писать и более серьезные вещи, более или менее подходящие к типу "комедии характеров"; его литературная деятельность продолжалась почти до самой его смерти. В 1834 г. он был избран членом Французской академии. Мало-помалу пьесы С. ? общее число их свыше 350-ти ? наводнили собою репертуар парижских театров (Gymnase, Com e die Francaise и др.); в течение 50-ти лет (1811?1862) его имя не сходило с репертуара различных сцен; период самой громкой его славы приходится на 1820?50 годы. Успех его комедий объясняется тем, что они были верным отражением жизни и нравов той публики, которую имел в виду драматург, реалистическою картиною буржуазного быта. Автор прекрасно изучил изображаемую им среду, ее предрассудки, условные понятия, материалистические вкусы, но он не думает выступать в роли сатирика-обличителя; его насмешка, в общем, отличается мягкостью и снисходительностью; он не хочет сгущать краски и в значительной степени даже подлаживается к миросозерцанию и уровню развития своих зрителей. Только изредка, напр. в "La ca m araderie", "Bertrand et Raton", он пытался обличать темные стороны буржуазии. Настоящая сфера С. ? легкая, веселая комедия; у него, несомненно, был дар изобретательности; техника театрального дела была ему прекрасно знакома; он умел придумывать забавные стечения обстоятельств, занимательные и запутанные интриги, неожиданные встречи, смешные недоразумения и ошибки, разного рода осложнения. Такие бойкие пьесы, как "Encore un Pourceaugnac", "Le colonel", "Bataille de dames", "L'h eritière", "Frontin mari-garçon ", "La veuve du Malabar", "Le diplomate", "Le mariage de raison" и мн. др., не могли не иметь успеха у современников С. В тех случаях, когда он пробовал свои силы в более серьезном, драматическом жанре, он обыкновенно приближался к мелодраме или "com edie l armoyante"; это можно сказать даже о такой известной его пьесе, как "Адриенна Лекуврер", которая была написана специально для знаменитой Рашели, а затем обошла все европейские сцены. Некоторые пьесы С. писал в сотрудничестве с другими лицами, напр. с Легувэ, Папроном, Бьевиллем в др. С. принадлежат также либретто многих знаменитых опер, напр. "Фра-Диаволо", "Жидовка", "Гугеноты", "Пророк", "Африканка", "Северная звезда" и т. д. Он пpoбoвал писать и романы, повести или рассказы ("Piquillo Alliaga", "Les yeu x de ma tante", "Carlo Broschi"), но это была совершенно не его область. Творчество С. как драматурга оказало известное влияние на французских драматургов наших дней (Лаведана, Бриэ и др.), хотя его пьесы уже не пользуются теперь таким успехом, как прежде. ? Сочинения С. в издании Дантю составляют 76 томов (1874?85). ? Ср. Eug. de Mirecourt, "S."; Legouv e, "Eugène S." ("Conferences des matinees litteraires", 1874); Sainte-Beuve, "Portraits litteraires"; Aug. Filon, "De Dumas à Rostand" (Пар., 1898); Ren e Doumic, "De Scribe à Ibsen".
Ю. B.