Значение СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИКОНЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИКОНЫ

православной русской церкви. ? Изображения предметов мира невидимого, духовного в форме предметов мира видимого встречаются еще в первые века христианства и остаются неизменными и в настоящее время. Так, напр., Пресвятая Троица изображается в виде трех странников, явившихся Аврааму, Бог Отец ? в виде старца или всевидящего ока, Дух Св. ? в виде голубя, ангелы ? под образом крылатых юношей; четыре евангелиста изображаются с херувимами в образе четырех крылатых С. животных ? льва, тельца, орла и человека, согласно с видениями пророка Иезекииля и св. Иоанна Богослова. В половине XVI в. явились попытки представить в лицах и символах смысл догматов, молитв и песней церковных, напр., Совет превечный, т. е. о сотворении человека; Почи Бог от дел Своих (Господь Саваоф изображается почивающим на ложе); Приидите людие, триипостасному Божеству поклонимся. Когда в Москве впервые украшали подобными С. изображениями Благовещенскую придворную церковь, пострадавшую от пожара в 1547 г., новгородские иконописцы, вызванные священником Сильвестром, то в народе поднялось волнение и недовольство новыми иконами. Во главе недовольных был дьяк Иван Висковатый. Порицания Висковатого были основаны на том, что внешние символические знаки не могут выразить догматических отвлеченных понятий, a сложные сочетания фигур были непонятны для мысли, и потому требовалась подробная надпись того, что именно изображено. Кроме того, Висковатый соблазнился тем, что в символических изображениях песнопений (напр., "Приидите людие") нужно было писать не только святых, но и простых людей. Порицание новых изображений признано было неосновательным на соборе 1553 г., и сам Висковатый принес раскаяние. Осуждением Висковатого собор узаконил новое направление в русской иконописи, внесшее в нее художественность, творчество и оживление. К числу С. икон русской церкви относятся иконы Софии, Премудрости Божией, писанные согласно изречению: "премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь" (Притч. IX, 1). Под именем дома предки наши разумели церковь Христову, утвержденную на семи столпах, т. е. семи соборах вселенских, семи таинствах и семи дарах Св. Духа; а так как тайне воплощения Премудрости ипостасной послужила Богоматерь и Она Сама и есть дом Премудрости по вселению в ее утробе Сына Божия, то на иконах Софии Богоматерь занимает первое место. Иконы Софии в соборах киевском, новгородском и др. изображают соединение церкви небесной и земной чрез воплощение Премудрости ипостасной. Три звезды на челе и персях Богоматери означают Ее девство до рождества Спасителя, в рождестве и после рождества. Изображение Иоанна Предтечи с крыльями указывает на пророчество о нем Малахии: "се Аз посылаю Ангела моего пред лицем Моим" (III, 1). Ключи в руках апост. Петра означают данную ему власть (Матф. XVI, 19), меч у апостола Павла означает глагол Божий. С конца XV века, когда по случаю наступившего окончания семи тысяч лет (в 1492 г.) от сотворения Мира распространилось повсюду ожидание кончины мира, русские иконописцы стали изображать Господа Саваофа с осьмиугольным венцом в ознаменование "седми веков Творца и будущего века Отца". См. прот. В. Нечаев (епископ Виссарион), "Иконы и другие священные изображения в русской церкви" ("Душеполезное чтение", 1884, январь); свящ. В. С. Марков, "О древнем иконописании в России" ("Православное обозрение", 1885, август); еписк. Нестеровский, "Литургика, или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.