Значение САМУИЛ, ДУХОВНЫЙ ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

САМУИЛ, ДУХОВНЫЙ ПИСАТЕЛЬ

(в мире Симеон Миславский) ? духовный писатель (1731?96). Сын священника, воспитанник Киевской духовной академии, С. в той же академии был сначала преподавателем, потом ректором. На кафедре он держался метода Амоса Коменского и философских систем Вольфа и Бакмейстера. Его "Латинская грамматика", изданная в 1765 г., долго считалась лучшим руководством. Составленная им в бытность ректором инструкция вводила определенный порядок во внешней и внутренней жизни академии. С 1768 г. С. занимал разные епископские кафедры; с 1783 г. был митрополитом Киевским. В этом сане он явился деятельным проводником преобразовательных идей Екатерининского времени. Он ввел изучение русского языка и русской словесности, признавая образцовым писателем Ломоносова; включил в программу академии общеобразовательные предметы (математику, историю и географию), забытые инструкцией 1763 г.; усилил преподавание новых языков, жертвуя на это свои личные средства; ввел обучение рисованию и музыке. Учено-литературные труды С.: "Учитель веры: догматы православной веры", на латинском и русском яз. (Киев, 1760), "Историческое описание Киевской лавры ", с описанием гор. Киева (Киев, 3 изд.: 1799, 1801, 1804), "Увещательное поучение новому викарию епископу Виктору", важное в церковно-историческом отношении (М., 1786) и др. Напечатано также несколько речей его, в том числе: "О силе, правилах и выгодах в законе содержащихся" (М., 1776), "О великих предметах учреждений имп. Екатерины II" (СПб., 1777), "О истинном преимуществе града Киева, которым он может хвалиться пред другими" (М., 1786). Переписка С. с игуменом Иаковом напечатана в "Киевских епархиальных ведомостях" за 1857 г. Ср. Рождественский, "Митрополит Киевский, Самуил Миславский" (Киев, 1877); Серебренников, "Киевская академия со второй половины XVIII в." (Киев, 1897).

В. Р?в.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.