? ученик апостола Иоанна, им поставленный во епископа Смирнского (род. около 80 г.). Деятельность его не ограничивалась церковью смирнской; по словам Иринея, он писал послания к соседним церквам для утверждения их в вере. По выражению Иеронима, он был "вождем всей Азии" в христианстве. Образовал около себя круг учеников, из которых особенно славен Ириней Лионский. Ради борьбы с ересями ездил в Рим. Скончался мученически; описание мученичества его в "О кружном послании Смирнской церкви к другим церквам" представляет трогательную и величественную картину древней христианской доблести. Большая часть этого послания сохранилась в "Церковной истории" Евсевия (IV, 15?16); лучшие его изд. ? Якобсона (Оксфорд, 1838) и Гефеле, "Patrum apostolic. opera" (Тюбинген, 1842); на русском яз. ? в переводах с греческого архим. Поликарпа и в "Христ. чтении" (1821). Из многих сочинений П. сохранилось (в латинском древнем переводе) "Послание к Филиппийцам", в котором П., излагая главнейшие идеи христианской догматики, предостерегает от еретиков, излагает обязанности пресвитеров и диаконов, юношей и дев, супругов и вдовцов, убеждает к посту и молитве и т. д. Кроме того, известны на латинском языке несколько "Ответов" П., содержащих в себе изъяснение некоторых изречений И. Христа. Иероним говорит, что П. писал сочинение против Евиона; преподобный Максим упоминает о его послании к афинской церкви и о его книге "Учение" (??????). Послание к Филиппийцам в рус. перев. напеч. в "Христианском чтении" (1821) и в издании Преображенского "Памятники христианской письменности" (т. II, М., 1865). По общецерковному преданию, П. скончался мученически в 169 г., во время свирепствовавшего в Малой Азии гонения Луция Вера и Марка Аврелия. Некоторые современные ученые от носят кончину П. к более раннему времени, между 154 и 165 гг.
Н. Б ? в .