1) ? один из самых любимых типов народной, устной итальянской комедии и фарса. Как вообще нар. комедия в Италии была наследницей искусства древнеримских "ателланов", так, в частности, П. ? латинск. Pappus в новом освещении. Чисто народный театр передал затем этот тип более обработанной комедии. 2) Один из 4-х главных персонажей так наз. "commedia dell'arte" (XV,824). Первый ввел эту "маску" драматург Ruzzante в XVI в. П. стали изображать в виде старого купца из Венеции, скупого, трусливого, часто одурачиваемого; он еще не прочь от любовных приключений; иногда он является отцом 2-х дочерей, которых тщетно старается держать в повиновении и прятать от людей. Костюм П. состоял из верхнего платья, так называемое "Zimarra" (в роде длинного халата), черного цвета, и нижнего, которое сначала было красным, как и шапка на голове, а впоследствии также черным. П. фигурировал, иногда под другими названиями, во множестве пьес; за эту роль брались лучшие актеры. В конце XVI в. итальянские труппы, так наз. "Gelosi", познакомили с П. французскую публику, вскоре вызвав подражания; некоторые критики прямо называют мольеровских героев Арганта, Журдэна и др. литературными потомками П. Ср. L. Moland, "Moli ère et la come die italienne", (Пар., 1867); Klein, "Geschichte des Drama's" (т. IV, Лпц., 1866); A. Веселовский, "Старинный театр в Европе" (М., 1870); Ad. Bartoli, "Scenari inediti della commedia dell' arte" (Флоренция 1880).
Ю. В.