? так называется проповедь Ииcyca Христа о "блаженствах", в которой выражена сущность новозаветного закона, в отличие от ветхозаветного. Она произнесена была на горе, которую исследователи отожествляют с горой Курн-Хаттин (на полдороге между Фавором и Капернаумом, в двух часах пути от озера Галилейского), вслед за призванием 12 апостолов. Содержание проповеди излагается в Еванг. Mф. гл. V ? VII и Луки гл. VI, 17 ? 49. Она начинается прямо с определения тех, кто мог сделаться членами новозаветного общества и воспользоваться его правами. В Ветх. Завете принадлежность к избранному обществу обусловливалась внешними свойствами и признаками людей ? их происхождением от Авраама и обрезанием; в Новом Завете, напротив, все зависит от внутренних достоинств человека, и это внутреннее достоинство определяется десятью "блаженствами", т. е. качествами душевного настроения. Господствующая черта блаженств ? полнейшее духовное смирение и самоуничижение, в противоположность эгоизму и самовозношению древности. Эту противоположность Христос выяснил, далее, целым рядом сопоставлений новозаветного закона с ветхозаветным, особенно в том виде, в каком его толковали книжники и фарисеи. Так, например, заповедь не убий истолковывалась в ее буквальном, узком смысле; в Новом Завете она получает более широкий и глубокий смысл и распространяет свое действие даже на внезапный и напрасный гнев, могущий сделаться источником вражды, с ее гибельными последствиями, и на всякие презрительные и унизительные для человека выражения. В Новом Завете закон карает уже не только руку, совершающую убийство, но и самое сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу, пока сердце приносящего питает в себе какое-нибудь злое чувство. Греховность прелюбодеяния усматривается даже во взгляде на женщину "с вожделением". Вопреки древнему закону: "Око за око", как крайнему выражению эгоизма, проповедуется правило: "Не противься злому" и, как высшее выражение любви, заповедуется "любить врагов своих, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас, молиться за обижающих и гонящих нас". Люди враждуют между собой вследствие забвения великой истины, что все они ? "сыны одного Отца Небесного"; когда эта истина войдет в общее сознание, то люди перестанут разделять себя на ближних и врагов, и все человечество станет единым нераздельным братством. В грехопадении человек потерял значительную часть своего богоподобия и сделался рабом тления; теперь ему дается новая сила восстановить потерянное богоподобие. "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". После изложения общих начал, Христос преподал несколько частных правил, вытекающих из них. "Народ дивился учению Его, ? замечает евангелист: ? ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи". Нагорная проповедь вызывала массу толкований и исследований. Многие св. отцы и учителя церкви, напр. Иоанн Златоуст и Августин, с любовью останавливались на объяснении новозаветного закона, а затем и новейшая литература изобилует трактатами, ему посвященными (напр. Tholuck, "Bergrede Christi"; Achesis, "Bergpredigt"; Creighton, "Great Charter of Christ" и др.). Видное место отводится Н. проповеди во всех главнейших экзегетических трудах. В русской литературе имеется много отдельных рассуждений о Н. проповеди: едва ли можно указать такого более или менее выдающегося проповедника, который не объяснял бы ее (напр. Филарет московский, Макарий московский, Димитрий херсонский, Виссарион костромской и мн. др.).
См. Указатель в "Сборнике статей" М. Барсова (Симб., 1890, т. I, стр. 469 и сл.), а также "Толковое Четвероевангелие" еп. Михаила. Взгляды, выраженные по этому предмету Л. Н. Толстым, вызвали значительную литературу в опровержение их; см. в особенности проф. А. Ф. Гусев, "Основные религиозные начала г Л. Н. Толстого" (Казань, 1893); прот. Буткевича, "Н. проповедь" (в журн. "Вера и Разум" за 1891 и 92 гг.); прот. Смирнов, в "Православном Собеседнике" за 1894 г.
А. Л.