Значение слова ПРОПОВЕДЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ПРОПОВЕДЬ

дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этичные требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великими духовными движениями 9-5 вв. до н. э., прошедшими через культуры Европы и Азии (в Индии - буддизм и джайнизм, в Иране - зарождение зороастризма, в Израиле - выступление пророков, в Греции - орфики, ионийская философия и пифагореизм, в Китае - Конфуций и Лао-цзы), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все эти движения создали свой тип П. [ср. речи пророков в Ветхом завете и Заратуштры в Авесте, буддийскую литературу (см. Буддизм ), проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла ]. Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). В 4 в. созревает жанр церковной П., окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии 'гомилия', рус. - 'гомилетика'). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский - церковные ораторы античного склада. На грани 4 и 5 вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (между 344 и 354-407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику.

На Западе основы церковной П. закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (333 или 340-397) и Августин Блаженный (354-430; в 4-й книге его сочинения 'О христианском учении' впервые сформулированы теоретические принципы христианской П.). В течение средневековья П. остаётся одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к др. формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере П. Начиная с Бернара Клервоского (1090-1153) в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к 13 в., в эпоху Франциска Ассизского (умер 1226) и Антония Падуанского (умер 1231).

Сильные стимулы для развития П. дала Реформация : М. Лютер провозгласил П. центром церковной жизни, поставив её выше литургии . В 17 в. во Франции общий культурный подъём и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно-утончённой П., пользующейся стилистическими возможностями барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.). Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион , Кирилл Туровский и Серапион Владимирский, позже - митрополит Даниил . В русском церковном красноречии 18-19 вв. осуществлялся синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Платон Левшин).

Лит.: Барсов Н. И., История первобытной христианской проповеди, СПБ, 1885; его же, Очерки по истории христианской проповеди, в. 3 - Представители ораторско-практического типа проповеди в IV в. на Востоке, Хар., 1895; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., 1971; Norden Е., Agnostos theos. Untersuchungen zur Formengeschichte religioser Rede, Lpz., 1929.

С. С. Аверинцев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.