Значение слова ПРОПОВЕДЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ПРОПОВЕДЬ

Проповедь - христианское церковное наставление, преподаваемое в храмеза литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающимучение И. Христа. Учение о П. составляет предмет особой богословскойнауки - гомилетики. Главный вопрос в этом учении - о существе в природеП. - доселе представляется еще нерешенным и спорным. Рейхлин и Эразм,как гуманисты, исследуя и проповеднические произведения древних отцовцеркви, трактуют о них наряду с произведениями языческой, греческой илатинской литературы, как о произведениях ораторского искусства, а всвоей гомилетике мало обращают внимания на учение о П., содержащемся вСв. Писании. Отсюда ведет свое начало взгляд многих гомилетовпоследующего времени, по которому при определении проповеди принимаетсяво внимание одна внешняя ее сторона - словесная форма, и самая природапроповеди определяется как исключительно риторическая, т. е. П.представляется как бы не имеющей своих особых законов продукции,относится к той литературной области, которая называлась красноречиемили искусством ораторским, и подлежит единственно правилам, который былисозданы еще в древности для ораторства вообще. В новейшее время учение оприроде П. стало обосновываться на началах или рационалистических, илинатуралистически-эстетических. По Шлейермахеру, П. - "актхудожественного словесного представления или воспроизведения содержанияличного миросозерцания проповедника пред слушателями, обладающими тем жесодержанием". Т. Гарнак ("Praktische Theologie", 1875) определяет П. как"акт слова в культе" или акт культа в слове, который в своей продукцииподчиняется общим логическим и эстетическим законам слова и в частностизаконам ораторского искусства. Церковное учение о П., опираясь на словосамого И. Христа и апостолов (Иоан. XVI, 13; XIV, 26; Mф. X, 19; Мр. ХШ,11: Лук. ХII, 12; 1 Кор. II, 4, 12, 13; посл. aп. Иоан II. 20, 27 идр.), усматривает в литургийной П. функцию благодатной жизни церкви, т.е. находит, что по внутреннему существу своему она иной природы, чеместественное слово ораторского искусства, - что главная продуктивнаясила П. есть благодать, даруемая в таинстве священства. Если в церквиневидимо присутствует сам Глава ее, И. Христос, и обетованный им ДухСвятой, который наставляет ее на всякую истину, то невозможно допустить,с церковной точки зрения, чтобы без руководства вспомоществующейблагодати Божией могло обойтись дело церковной П. Вот почему церковь всвоих канонах усвояет право литургийной П. только лицам, имеющимблагодать священства, и притом только епископам и пресвитерам (Прав.апост. 68-е и прав. 64-е VI-гo вселен, собора), и при поставлении восвященство в посвятительной молитве испрашивает у Бога посвящаемому"благодати" учительства, почему епископ и священник проповедуют залитургией не иначе, как имея на себе знаки своих благодатных полномочий,по меньшей мере омофор (епископ) и епитрахиль (священник). Что касаетсяантичного ораторского искусства, то в древней церкви независимость отнего П. доходила до того, что языческих ораторов и риторов по профессиицерковь принимала в свои недра и допускала ко крещению не иначе, как пооставлении ими своей ораторской профессии и по отречении от нее. Затемот своих проповедников- пастырей церковь древняя никогда не требовалапредварительного изучения языческого искусства красноречия, находя егопо природе отнюдь не тождественным с П. церковной. Если ораторствоиногда имеет место в П. даже отцов церкви, то не как черта природыхристианской П., а признак случайный, являющийся у них вследствие того,что они изучали языческое ораторское искусство в то время, когда овступлении на служение церкви еще не думали, а готовились к гражданскимдолжностям. Некоторые сектанты - мистики и русские хлысты - думают, чтовсякая П. может быть продукцией только "непосредственного вдохновения"от Св. Духа, даваемого, по силе веры только, каждому верующему. Помнению пиетистов (Шпенер и др.) П. возможна для каждой личности,"возрожденной и благодатствованной" в таинствах, каковы и миряне.Православная церковь (как и католическая) учит о необходимости дляхрамовой литургийной П. особой благодати, кроме той, какая преподается втаинствах каждому христианину для жизни - благодати таинства священства.При этом церковь не отрицает пользы и необходимости для П. естественныхдарований разума и слова, в том числе дарований и знаний ораторских.Определив церковную П., как одну из функций благодатной жизни церкви,Св. Писание и церковное предание указали и ее разновидности по форме илипрототипы. В кн. Деяний и в 1 пос. к Коринф. указаны три такихпрототипа: глоссолалия, профития и дидаскалия, различие между которымиобуславливается степенью присутствия в пастырепроповеднике Духа Божия.Первоначальная по времени форма П. глоссолалия glwssaiV lalen)апостольских времен, названная так по временной ее особенности -благодатному дару говорить на языке, дотоле неведомом говорящему. Спсихической стороны состояние глоссолала характеризовалось состояниемэкстаза; под наитием преизбыточествующей благодати, при созерцании благи величия истин христианства, проповедник становился вне себя ("аще втеле, аще вне тела, не вем," говорит о себе апостол Павел); речь егобыла до того восторженна, что становилась нестройной, почему такие речичасто должны были сопровождаться речами "истолкователей". Профития былапророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообщеопределяется в богословии. Будучи также даром Св. Духа, оно впсихическом отношении составляет проявление более спокойного исознательного, чем экстаз глоссолалии - энтузиазма, при которомпроповедник не утрачивал самообладания и говорил речью стройной иобщепонятной. Дидаскалия - вид учительства по преимуществурефлективного, произносилась под управлением разума, содержала в себерассуждения и доказательства, и действовала не только на чувство, но ина логическое восприятие. По мере того, как христианское обществоосваивалось с новым учением, усваивая его не только чувством, но илогической рефлексией, первоначальный экстаз и энтузиазм учителейуменьшался, и уже при апостолах дидаскалия преобладала. Но в церкви ипосле того продолжали существовать и глоссолалы и профеты (о них говорятИустин, Мильтиад, Ириней, Евсевий), и никогда глоссолалия и профитияапостольских времен - психическая их основа - не прекращались совершеннов церковной П., как ее понимали отцы церкви (подробнее см. в "Историипервобытной христ. П.", проф. Н. И. Барсова, СПб., 1885). П.миссионерская, обращаемая к неведущим Христа, тоже поручается не иначе,как священникам или иеромонахам, или по меньшей мере ихнепосредственному руководству. Следует еще отличать П. внебогослужебнуюили так назыв. внебогослужебные собеседования, в храме или в простойзале. Здесь священник говорит хотя и от лица церкви и во имя церкви, нобольше в силу своей богословской компетенции; здесь он говорит не excathedra, голос его здесь не непосредственный голос самой церкви, ипроповедь его не часть богослужения церковного, а частное личноеотправление им своей пастырской обязанности. Поэтому в экстренныхнадобностях внебогослужебные собеседования поручаются в храмах и залах илицам, не имеющим священства, но имеющим достаточныйбогословско-образовательный ценз, каковы ,например, готовящиеся ксвященству студенты духовных академий и семинарий. Следует упомянуть также об одном чрезвычайном явлении впроповеднической практике церкви - о сказывании П. в храме мирянами. Этоисключение из общего правила делается иногда, по особенному разрешениюместного епископа, под его непосредственным и ближайшим надзором ируководством, для лиц, выдающихся проповедническими дарованиями иготовящихся к священному сану. В III веке местный епископ позволилпроповедывать мирянину Оригену ради его великих дарований. У нас вРоссии митрополит московский поручил объяснение катехизиса на литургииюноше-студенту Левшину (впоследствии - митрополит московский Платон);его преемник - студенту Дроздову (впоследствии - митрополит московскийФиларет). основание для подобных исключений, равно как длясуществовавшего в русских духовных академиях и семинариях обычаяпоручать ученикам старших классов, для того посвященным в стихарь,произносить свои опыты П. в академических и семинарских церквах, можнонаходить в обычае древней церкви упражнять готовящихся к пастырскомуслужению в составлении и произношении П., о каковом обычаесвидетельствует одно слово св. Астерия Амасийского "Об образе св.Евфимии" (см. "Представители ораторско-практического типа П. на Востокев IV в." Н. И. Барсова, Харьков, 1888). Эти школьные упражнения впроповедничестве, которым, впрочем, не присваивалось названия П. (logoVwmilia), замененное названием EkjrasiV: (собеседование), введены были вхристианских школах, имевших значение позднейших духовных семинарий, поподражению языческим риторическим школам. В этом же обычае древнихцерковных школ имеет свое основание старинный местный обычай Киева, покоторому профессоры киевской акад. из мирян произносят П. в храмах натак назыв. пассиях, вечерних богослужениях двух недель великого поста.Подробнее см. "Гомилетика", Я. К. Амфитеатрова (Киев, 1857); Барсов,"Учение о существе или природе христианской литургийной П." (СПб.,1897); его же, "История первобытной христианской П." (СПб., 1885). Н. Б - в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.