Значение ЛОБНОЕ МЕСТО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ЛОБНОЕ МЕСТО

? в московском Китай-городе, на Красной площади (см.). Устроенное, по преданию, в начале XVI в., оно впервые упоминается под 1550 г., когда Иоанн IV дал с него народу торжественный обет править на благо государства. Из Годуновского чертежа Москвы видно, что это был помост из кирпича; по описям XVII в. он имел деревянную решетку, а также навес или шатер на столбах. В 1786 г. Л. место вновь отстроено по прежнему плану из дикого тесаного камня. Теперь возвышенный круглый помост его окружен каменными перилами: в западной части ? вход с железной решеткой и дверью; 11 ступеней ведут на верхнюю площадку. Наибольшее значение для московского населения Л. место имело в допетровское время. Издревле и доныне крестные ходы останавливаются около него, и с его вершины архиерей осеняет народ крестным знамением. Во время "Входа в Иерусалим" патриарх с духовенством восходил на Л. место, раздавал освященные вербы царю, духовенству и боярам и оттуда ехал на осле, ведомом царем. Поныне около Л. места продаются вербы и устраиваются гулянья. С 1550 г. Л. место нередко называлось в актах "Царевым" как царский трибунал, царская кафедра. До Петра на нем объявлялись народу важнейшие указы государей. Олеарий называет его Theatrum proclamationum. Польские послы 1671 г. сообщают, что здесь государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу, что подтверждает и Коллинс. С Л. места объявлялось народу об избрании патриарха, войне, о заключении мира; около него были казнены "крамольники" Иоанном IV и стрельцы Петром I; у его ступеней в 1606 г. лежал обезображенный труп Лжедимитрия I; с него требовали собора и потом объявили свою победу в 1682 г. Никита Пустосвят "с товарищи"; с него же успокоивал возмутившийся народ Алексй Михайлович. Ср. Снегирев, "Л. место в Москве" (в "Чт. Моск. Общ. Ист. и Др. Рос." за 1861 г., ¦ 1), и Фабрициус, "Кремль в Москве".

В. Р-в.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.