Значение ВОСКРЕСЕНИЕ СЛОВУЩЕЕ в Православной энциклопедии Древо

ВОСКРЕСЕНИЕ СЛОВУЩЕЕ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Воспоминание обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме или Воскресение словущее [1] – праздник Православной Церкви .

Празднуется 13 сентября [2]

Установлен в память торжественного освящения в 335 году храма построенного святым равноапостольным царем Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой на горе Голгофа в память преславного Воскресения Христова .

История воздвижения храма

После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками . Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим , он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа , не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками ( Мк. 13, 1 -2). Позднее ревностный язычник, император Адриан (117-138), построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола , а на Голгофе , где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере . Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме , на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы , нечестивый царь поставил идола Адониса . Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою.

Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306-337), первый из Римских императоров признавший Христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить.

Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо патриарху Макарию I , в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место , неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, патриарх Макарий повелел возлагать кресты поочереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу. Подробнее об этом событии см. статью Воздвижение Креста Господня .

Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя - Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства, преставившись в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской , в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета .

Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного "Мартирион" , в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В освящении храма принимали участие иерархи из многих земель: Вифинии , Фракии , Киликии , Каппадокии , Сирии , Месопотамии , Финикии , Гравии , Палестины , Египта . На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим . Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 сентября.

История празднования

Народное название праздника - "Воскресение словущее" - указывает на то, что он лишь слывет, называется, Воскресением, в отличие от собственно Праздника Светлого Христова Воскресения - Пасхи [3] .

Посвящение в честь Воскресения Словущего - традиционное для кладбищенских храмов.

Использованные материалы

Saint Herman Calendar 2009 , 76, 99.

http://www.jmp.ru/svyat/sep13.htm#hram

Ответ иеромонаха Иова (Гумерова), рубрика Вопросы священнику :

http://www.pravoslavie.ru/answers/050415105032

Комментарий Елены Ольшанской

[1] Т.е. "так называемое". От глагола "слыть".

[2] В греческом календаре - 9 декабря .

[3] Так по данным http://www.jmp.ru/svyat/sep13.htm#hram . Сущесвтуют другие, менее вероятные версии. Так, согласно одной, название обусловлено тем, что в народе этот праздник слывет, считается за воскресенье (т.е. отмечается как воскресный день), хотя может таковым и не являться. По другой, словущим именуется засвидетельствованное церковным преданием чудо воскрешения умершего по благодатному действию Животворящего Креста Господня. По этой версии совершившееся чудо стало широко известным, слывущим

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.