(Lemoyne) ? французский исторический живописец и гравер, ученик Р. Турньера, Л. Галлоша и парижской академии живописи; род. в 1688 г.; получил в 1711 году, за картину: "Вооз и Руфь", большую так называемую римскую премию, но попал в Италию только в 1724 г., имея уже звание члена парижской академии, которое доставила ему картина: "Геркулес и Какус" (в луврском музе) в 1718 г. Проведя в Риме семь месяцев, он возвратился в Париж, где в 1727 г. был сделан адъюнкт-профессором академии, в 1733 г. ее профессором и в 1736 г. первым королевским живописцем. Утомление от усиленных трудов, потеря покровителя в лице умершего герц. Антенского и другие обстоятельства прискорбно повлияли на здоровье и дух художника; он сошел с ума и окончил свою жизнь самоубийством в 1737 г. Л. может считаться последним крупным представителем исторической живописи эпохи Людовика XIV, хотя он уже был не свободен от пустой элегантности и жеманства. В лучшую пору своей деятельности брал себе за образцы преимущественно Г. Рени и К . Маратти, в последних же своих работах вдавался в розовый тон тела, вошедший в моду у французских живописцев последующего периода. Самое капитальное его произведение ? громадный плафон в одной из зал Версальского дворца, изображающий апофеозу Геркулеса и содержащий в себе 142 фигуры, своим размером значительно превосходящие натуру; от этого плафона самая зала получила название "Геркулесовской". Из прочих работ Л. в особенности известны: "Геркулес и Омфала" (1724; находится в луврской галерее), "Амур и Цефал" (1724; в версальской мерии), "Венера и Адонис" (1729; в стокгольмском музее), "Взятие Богородицы на небо" (живопись в куполе црк. св. Сульпиция в Париже), "Преображение Господне" (в црк. св. Фомы Аквинск., там же) и "Купальщица" (1737; в Имп. Эрмитаже). Кроме последней из этих картин, в Эрмитаже находятся еще четыре произведения Л.: "Аполлон и Дафна" (1725), "Спящий Амур", "Посланцы Готфрида Бульонского на очарованном о-ве Армиды" и "Ио и Юпитер" (свободная копия картины Корреджо).
А. С-в.