(Falconet) ? французский скульптор, сын очень бедных людей; род. в Веве, на Женевском озере, в 1716 г.; не получил в детстве почти никакого образования и был определен в ученье к резчику из дерева, который заставлял его изготовлять болваны для париков. Заниматься лепкою и рисованием он начал самоучкою и вскоре достиг таких успехов, что парижский скульптор Лемуан взял его к себе в ученики. Под руководством этого наставника Ф. развился столь быстро, что, будучи всего 28 лет от роду, за группу "Милон Кротонский, убивающий льва" (наход. в Луврск. музее) был признан сопричисленным к Парижской академии художеств. Перед тем и в эту пору он старался пополнить свое скудное образование изучением классических языков, истории и литературы. В 1754 г. был избран в действительные члены Академии и получил в ней место адъюнкт-профессора. К числу произведений, исполненных им около этого времени, принадлежат фигуры Пигмалиона и Амура, грозящего пальцем (мраморн. экземпляр в Имп. Эрмитаже, в СПб.), принадлежавшая Вольтеру и которую он считал верхом совершенства, а также несколько статуй, изваянных для парижских церквей, между прочим "Се раба Господня", "Христос в Гефсиманском саду" (обе для церкви св. Роха) и "Св. Амвросий" (для црк. Инвалидов). В 1766 г. в жизни Ф. произошло важное событие. Имп. Екатерина по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила его в СПб. для сооружения памятника Петру Великому, доныне красующегося на Сенатской площади. Императрица сначала очень ценила талант французского скульптора и относилась к нему очень милостиво. Отливка конной статуи преобразователя России, существенной части этого монумента, была окончена в 1775 г. К этому времени Екатерина II охладела к Ф., причиною чему были многие его враги и полемика, которую он завел со сторонниками входивших тогда в силу художественных теорий Р. Менгса и Винкельмана. Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, Ф. в 1778 г. уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента, и возвратился в Париж, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г. Он известен не только как ваятель, но и как автор "Размышлений о скульптуре" ("R e flections sur la sculptur", П., 1761) и других сочинений, собрание которых ("Oeuvres d'Etienne Falconet, statuaire") в пяти томах издано в Лозанне в 1785 г. Перепечатка этого издания с приложением любопытной биографической заметки Левека о Ф. вышла в свет в Париже, в 1808 г.
Значение ФАЛЬКОНЭ, ЭТЬЕН МОРИС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ФАЛЬКОНЭ, ЭТЬЕН МОРИС
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012